На самом деле, не только для пазла, конечно. Рамка она и есть – рамка. Для фотографии, гербария, вышивки, картины Сальвадора Дали и всего такого прочего. Просто так вышло, что жена у меня любит пазлы собирать. В Москве у нас вся квартира была ими увешана заместо картин и прочей бытовой настенной живописи. При переезде, часть из них мы забрали – из тех, что несут сентиментальную ценность. Но тут, на новом месте, они растворились в огромном доме, как спирт в воде. Соответственно, нужно пополнять галерею, чем жена и занялась по вечерам.

С пазлами всегда была у нас одна беда – рамки. Одно время мы просто тупо клеили пазлы на стену двусторонним скотчем. Однако, практика показала, что это довольно гнилая затея. По мере расширения коллекции, возникала необходимость перевешивать и реорганизовывать пазлы по стенам. А отодрать намертво прифигачившийся к стене пазл – то еще удовольствие…

Вот… Значит, стало очевидно, что пазлы нужно сажать в рамки, чтобы можно было их легко перевешивать, да и вообще, в рамках они прикольнее смотрятся.

Не знаю почему так устроено в природе, но размеры пазлов в подавляющем большинстве случаев не укладываются в стандартные размеры рамок. Ну, т.е. рамки, обычно, если уже готовые покупать, они все поделены на несколько стандартных категорий. Обычно эти размеры привязываются к стандартам из области фотографии. И эти стандарты даже близко не подходят к пазлам, увы.

Вариантов, соответственно, есть всего три: вам невероятно повезет и вы найдете рамку, совпадающую по размероам с пазлом, делаете рамку на заказ в какой-нибудь багетной мастерской или делаете рамку сами какими-нибудь собственными руками.

Изредка бывает, что удается купить готовую рамку под нужный размер, за разумные деньги. Но очень-очень редко. Здесь, готовая рамка сопоставимых размеров стоит в среднем 30 долларов. Жена на днях собрала свой первый пазл после переезда и он оказался как раз из того подавляющего большинства, под которое готовых рамок нужного размера не найти.

На заказ делать выходит дорого. И в Москве то дорого выходило, а тут, в Хьюстоне, так и вообще… При стоимости пазла, скажем, в 10-12 долларов, сделать на заказ под него рамку – от 40 долларов и выше. А если еще и со стеклом, так и вообще от 70 долларов цены стартуют. Получается, что рамка обходится в пять раз дороже самого пазла. Небюджетненько, однако!

Т.о. остается только один варинт на повестке дня: делать рамку самому. В случае маленькой фотографии, я уже как-то поднимал эту тему. Но для большого пазла на стену этот метод даже и близко не подходит. Поэтому, на этот раз речь пойдет про более масштабный и основательный вариант из дерева.

Одно время я практиковал изготовление рамок из обычных наличников или других реек такого типа. Выходило не очень. Изготавливая рамки таким образом неизбежно сталкиваешься с проблемой невозможности вставить туда стекло. В общем случае конструкция выходила по типу “сандвич”:

Untitled-1

С торцов смотрится крайне безобразно. Даже, если крепить пазл к такой конструкции с некоторым отступом от края. Добавить к этой конструкции еще и стекло – становится и вовсе нетривиальной задачей.

Очевидно, что не просто так человеки придумали, чтобы в рамке была выточка под стекло и содержимое:

Untitled-2

Выточку я такую делать раньше не мог в виду отсутствия нужного инструмента. Фрезы, в частности. Сейчас – совсем другое дело. Инструмент есть. Можно сделать нормальную рамку.

Вот, собственно, свежесобранный кандидат на нее:

2011-04-02_001

Поскольку изначальным условием затеи была бюджетность, то ни за каким фигурным наличником я в магазин не поехал, естественно. Сам все сделаю. В хозяйстве нашелся обрезок самой обычной доски, который и послужил материалом для рамки:

2011-04-02_001

При помощи циркулярки, доска была разделана вдоль на три рейки:

2011-04-02_002

Две из них пойдут на длинные стороны рамки, третья будет располовинена и из нее выйдут две более короткие стороны.

Приводить рейки к нужному виду начал с той самой выточки:

2011-04-02_003

Глубина, на которую эти выточки делались фрезой, бралась из расчета совокупной толщины стекла и самого пазла.

Внутренняя сторона реек обычно делается более пологой, чтобы рейка как бы плавно сужалась в сторону содержимого рамки. Вот как-то так:

2011-04-02_004

С внешней стороной можно извращаться в зависимости от имеющихся фрез. Самое затейливое, что у меня нашлось в наборе дало такой профиль:

2011-04-02_005

Надо, конечно, что-нибудь повыкозюлистей прикупить на такие случаи…

Для более затейливых вариантов можно выбирать продольные канавки, в которые потом можно вкладывать всякие вставки из других материалов. Например латунную проволоку, типа, “под золото”. Или вкладыши из других пород дерева другого цвета. В общем – кто во что горазд. Мне, в данном случае, нужна была совсем простая рамка. Пазл в стиле “кантри” исключал лишние украшательства.

Итак, рейки готовы. Призвав на помощь стусло и ножовку, покоцал их на нужные отрезки, запилив углы:

2011-04-02_006

Чтобы было проще выдерживать угол во время сборки, изготовил простенький уголок:

2011-04-02_007

По опыту я знал, что, если рамка делается размером больше, чем для небольшой фотографии, то одного клея на стыках недостаточно. Например, если делать рамку-сандвич из наличника, то на одном клею она живет недолго. Пазл – достаточно тяжелая штука. И при этом не монолитная! Даже будучи склеенна с обратной стороны скотчем, простыня пазла “гуляет” в некоторых пределах. Со временем, под собственным весом пазл начинает слегка растягиваться. Совсем чуть-чуть, но этого достаточно, чтобы рамка начала разваливается. После чего каждая рейка начинает жить самостоятельной жизнью, держась только на той грани пазла, к которой она приклеена. Это еще один существенный минус рамки-сандвича – она хлипкая!

Рамку можно усилить накладными уголками. Т.о. она становится весьма крепкой, но, в случае все той же рамки-сандвича, эти усиливающие уголки делают вид конструкции с торцов еще более безобразным и невменяемым. Не говоря уже о том, что они не дают равномерно прилегать пазлу к нижней плоскости рамки.

Я пробовал вместо уголков сбивать наличники на углах при помощи скобок мебельным степлером. Но особой прочности они рамке не добавляли. Вообще фигня получается.

Совсем правильно было бы соединять углы на шипах. Но это сложно. Даже с фрезой в хозяйстве. До такого уровня я еще свой скилл по работе с деревом не прокачал. К счастью, при наличии выточки, можно без ущерба для внешнего вида использовать все те же накладные металлические уголки с обратной стороны:

2011-04-02_008

Проинспектировав аналогичную продукцию в магазинах, я обнаружил, что это обычная практика в промышленном рамкостроении. Клей, естественно, тоже никто не отменял. Кроме прочего, им еще можно и зашпаклевать крошечные зазорчики на стыках, которые все равно появляются, как не старайся точно делать углы под 45 градусов.

Рамка в сборе:

2011-04-02_009

На этот раз удалось добиться того, что упомянутых зазорчиков почти не было – сказывается наличие нормального инструмента:

2011-04-02_010

Выступивший лишний клей потом уберется шкуркой, и стыков совсем не будет видно.

Пока сох клей, занялся стеклом. Вот за ним все же пришлось ехать в магазин. В загашнике не нашлось такого большого куска. Разумеется, речь идет про тонкое оргстекло. Делать “стеклянное” стекло смысла нет ни малейшего в данном случае. По виду оно все равно отличаться не будет, а мороки со стеклом больше. Плюс, это лишний немалый вес к конструкции. Не говоря уже о том, что “стеклянное” стекло существенно дороже своего “органического” аналога.

Вырезать из листа оргстекла фрагмент нужного размера – дело пяти минут:

2011-04-02_011

Все части рамки готовы:

2011-04-02_012

Стекло выглядит матовым потому, что на нем еще приклеены предохранительные пленки, чтобы не поцарапалось случайно во время обработки. Их в самую последнюю очередь удалять надо, когда уже все на стену вешаться будет.

Из морилок, для дальнейшей обработки, у меня было только два варианта: “под красное дерево” (ею я красил подставку для трубок, когда-то) и “под орех” (осталась от постройки стола в комнату дочери). Покупать что-то специально – смысла не было. Взял ту, что “под орех” – она больше подходила к пазлу по стилю.

На фото я только нанес морилку, поэтому она блестит. Сохнет она довольно быстро и рамка становится матовой. Чтобы блестело всегда – нужен лак, само собой. После нанесения оного, пришлось все оставить сохнуть на ночь.

2011-04-03_002

Оставалось только собрать конечное изделие. Вырезать заднюю подкладку я не стал. Пазл достаточно плотный и толстый – подкладка ему не нужна. Вложил в рамку и проклеил скотчем – никуда не денется уже.

2011-04-03_003

В загашнике нашлись также цеплялки для подвески на стену:

2011-04-03_004

Собственно, и все:

2011-04-03_005

По деньгам, с учетом материалов из загашника, рамка обошлась  в 12 долларов – стоимость оргстекла. Все же, не 30 за уже готовую в магазине (которую поди еще найди нужного размера) и не 40-70 при изготовлении на заказ в багетной мастерской…