Звездная дата 20110315.1818 (Houston Museum of Natural Science)
Постараюсь, чтобы получился большой познавательный пост. Придется его даже на несколько частей разбить, потому, что столько букв в одной простыне мало кто осилит. Части выйдут с минимальным интервалом, обусловленным скоростью набора текста, обработкой фотографий/видео и скоростью закрузки всего этого в блог.
Итак, мы таки вырвали себя из цепкой хватки рутины и посетили Хьюстонский Музей Естественных Наук (Houston Museum of Natural Science). Целиком мы его не осилили. Во-первых, он и сам по себе огромный для одного визита. Во-вторых, там есть куча всяких “приложений”, которые пока посещать рано – не сезон. Например огромный купол “музея бабочек” – там еще все спят благополучно. В обсерватории тоже какой-то весенний профилактический шмон аж до мая. А чтобы обойти раскинувшиеся вокруг ботанические сады – и двух дней не хватит. В общем, мы туда, похоже, еще не раз вернемся.
Хьюстон – город достаточно новый. Соответственно, планировался он с учетом современных требований и развивается достаточно системно. В частности, всякие научные, исследовательские и прочие такого рода учреждения тут группируются монолитными кучками, а не расползаются стихийно куда придется по всему городу. Преимущества этого очевидны. С точки зрения инфраструктуры проще, например, организовать одну мощную электроподстанцию, которая будет питать сразу целый район набитый сумасшедшими учеными, чем думать, как надежно подать кучу энергии в разные уголки города.
Как следствие, сопричастные учебные заведения прирастают непосредственно к этим научным очагам цивилизации. Музеи и прочие общественные места такого рода – так же подчиняются этой системе. Хьюстонский Музей Естественных Наук – всего лишь часть огромного комплекса, в который входит и городской зоопарк в том числе.
В данном регионе города все отдано под исследования природы и человека. Здесь расположен крупнейший в мире медицинский центр (Texas Medical Center). Это не просто какой-то один комплекс. Это целый конгломерат комплексов, отдельных клиник и исследовательских институтов. Вот, практически все, что на этом снимке со спутника – медицинский центр:
Более 140 строений обслуживают более 6`000`000 (шесть, мать их, сраных миллионов!!!) болезных в год. Поучительный pdf на тему. Сайт центра. Информационное видео “Welcome to Houston, Home of the World’s Largest Medical Center” с проплаченными детишками. Считается, что, если чего-то нельзя вылечить тут – значит это не лечится вообще.
C земли это выглядит как-то так:
Чуть на отшибе стоит один из немногих в городе высотных жилых домов:
Чтобы, значит, многочисленным местным хаузам не нужно было пилить от дома до клиник слишком далеко.
Повышенные требования к средствам коммуникаций в этом регионе, хорошо иллюстрируют мачты сотовой связи:
Обычно на таких мачтах, ну, от силы дюжина сот висит. Но, чтобы вот такие обвешанные со всех сторон “елки” – впервые увидел здесь.
По пути к музею, мы как раз проехали через этот медицинский центр. По сути, оно выглядело как самостоятельный город. Только все дома вокруг – клиники, клиники, клиники, исследовательские центры, институты…
Очень много зелени. Вообще тут везде стараются без нужды дерево не спиливать. Но в этом районе все как-то особенно буйно. Ну, понятно, когда здания строились, то деревья сотнями валили, чего уж… Но, все же, как-то стараются лишнего не губить, если это возможно. Кое-где это вылилось в забавние курьезы. Например, вот:
Типа, ну не спиливать же целое живое дерево только ради того, чтобы тротуар шел прямо. Человеки и обойти могут, если приспичит. Вон, даже для велосипедиста это не помеха 🙂
Такая забота о природе может показаться слегка показушной и, даже, где-то лицемерной – “с помпой спасем одно дерево, но втихаря завалим целый лес”. Если бы не наблюдаемый результат! Хьюстон ОЧЕНЬ зеленый город. Просто нереально зеленый. Из-за этого он, с точки зрения путешественника, и как город то, собственно, не воспринимается. Ощущаешь себя, как в лесу из которого там и сям иногда торчат дома. Так, что, видимо, не так уж и показушна эта “забота об одном дереве”…
Справедливости ради, надо учитывать климат. Субтропики – это субтропики. Тут можно в землю просто плюнуть и через день на этом месте вырастет баобаб с ракетоноситель “Сатурн” толщиной. Похоже, у городских властей больше сил занимает сдерживать зелень, а не поддерживать.
Ну, вот, еще к примеру – одна из центральных улиц:
На разделительном газоне около памятника тусят ирландцы. Ибо День св. Патрика как раз случился. Что-то там бухают вкусное, флагами машут, танцуют…
Мост через один из отводных городских каналов (входят в комплекс сооружений против наводнений):
Дугообразные фигни на столбах – чисто для декорации.
В этой части города, есть трамвай. Чтобы разгрузить дороги за счет общественного транспорта, связывающего все эти многочисленные клиники и институты. Трамвайная остановка:
Сам трамвай сфотографировать толком не удалось. На ходу из машины это и без того сложно, так еще и сам трамвай коварно все время откуда-то выскакивал и стремительно исчезал вдали на совершенно нетрамвайной скорости. Вот только такими размытыми кусочками вышло:
Это, вообще, новая городская мулька. Когда я был тут в последний раз, никаких трамваев и в помине не было. Говорят, лет пять назад только запустили.
По дороге проехали мимо городского зоопарка:
Народ валит туда толпами:
В основном – с детьми, понятное дело. Мы пока сами в зоопарке не были, но основываясь на воспоминаниях пятнадцатилетней давности – есть куда валить толпами. Зоопарк тут – полный отвал башки. Обязательно поедем туда и тогда напишу еще один пост, посвященный исключительно зоопарку. Пока, вот так, могу вспомнить, что “зоопарк” в местном представлении – жилище для животных. Помню, меня очень впечатлила разница по сравнению с московским зоопарком. В Москве, это, в первую очередь, зона для людей и только потом – для животных. Тут – наоборот. Вальеры спроектированы в первую очередь для удобства их обитателей. Если это не всегда удобно зрителям – проблемы зрителей…
По территории зоопарка циркулирует “игрушечный” паравозик:
Не смотря на его игрушечность, у него довольно длинный и красивый маршрут. Тоже в планах на будущие посещения этого места…
Вот… Приехали, мы, значит к музею. Довольно внушительное по размерам строение:
Сам музей непосредственно включает в себя залы с основной экспозицией (ниже будет подробнее), несколько залов для тематических экспозиций (увы, не в этот раз), кинотеатр IMAX (на картинке выше – шестигранная пристройка) с познавательными фильмами в технологии 3D, обсерваторию (отчетливо виден купол) и Музей Бабочек – огромный “парник” (на картинке – в верхней левой части). Вокруг музея раскинулось несколько ботанических садов, среди которых Сад Роз (с видами роз из всех уголков планеты, более 200 разновидностей), Японский Сад (классический, для медитаций со всем положенным фаршем) и т.п. Все это мы так же будем посещать индивидуально. В один день такие вещи просто физически не возможно посетить.
Вход в музей:
Не пугайтесь, когда далее по тексту будут попадаться такие фотографии с выкусанными кусками. Это то, что я прозвал “внезапная панорама”. Люблю развлекаться тем, что иногда натравливаю специальный механизм на папку с фотографиями. Этот механизм пытается составить панораму из кадров, которые изначально для панорамы вовсе не предназначались, но при определенном расположении могут в оную сложиться. Довольно часто это дает неожиданные и интересные результаты.
Перед входом расположены солнечные часы-фонтан:
Используя показания тени:
…. и прилагающуюся к устройству инструкцию:
… можно узнать точное время и дату. Если че, то часы на фото показывают 2:22 pm, 13 марта, 2011 года.
Стороны света отмечены своеобразными тумбами по углам сооружения:
Небольшой фонтан, вписанный в комплекс часов, тоже не просто так. Например, край его чаши повторяет очертания береговой линии в этой части Мексиканского залива (условно, конечно):
Край фонтана, в свою очередь, высоконаучно закруглен. Закругление края расчитанно таким образом, чтобы упорядочивать случайные волны на воде, порождаемые фонтанчиками. Из-за этого получается такой звук:
В общем, согласитесь, мелочи – но очень прикольно и не так тривиально, как может показаться на первый взгляд.
Вход в музей, к залам с основной экспозицией, стоит по 15 енотов с одного взрослого клюва. По 10 енотов с каждого клюва не достигшего 13 лет.
В вестибюле, перед кассами, полно всякой развлекаловки и магазинчиков. Не устаю удивляться чисто американскому подходу к вытряхиванию денег из обывателей с минимальными затратами усилий. Как вам такой аттракцион, например?
Это “Гонки монеток”! В специальные податчики кидаете по четвертаку и монетки катятся на ребре внутри воронки, проваливаясь, в итоге, внутрь. Типа, чья монетка обгонит монетку соперника, то и крут. Ясен пень, кто бы не победил, обе монетки оседают во чреве этой “копилки”. Мало того! Рядом продаются специальные “рейсинговые” жетоны. По пять долларов за жетон! Типа они побольше, потяжелее и катятся прикольнее.
Основная экспозиция музея организована таким образом, что вы, двигаясь “от начала времен” и прослеживаете развитие нашей планеты до текущего времени. Это не относится к, собственно, человеческой цивилизации или техническому прогрессу. Имеется в виду именно общее развитие и устройство окружающей среды. Неких основополагающих принципов. Геология, химия, физика…
Сама экспозиция – очень “живая”. Т.е. это не просто набор каких-то артефактов в пыльных шкафах. Все очень динамично и красиво оформлено. Большие диарамы, действующие макеты. Многие вещи можно буквально пощупать руками. Можно самому запускать различные девайсы, работа которых будет в той или иной степени иллюстрировать процессы, происходящие в природе. Повсюду установлены мониторы с сенсорными экранами, где можно интерактивно получать массу тематической информации. Причем, можно выбирать формат подачи материала – для ребенка или для взрослого.
Все традиционно начинается с “давным-давно, когда Земля была раскаленным шаром…” ну и дальше по сценарию. Ничего особо нового лично для себя я не узнал. Тем не менее, не могу не отметить исключительную яркость представленных мультемедийных презентаций. Сфотографировать их не получилось. Чисто по техническим причинам. Попробую описать словами…
Значит, это такая чреда стендов типа коробок в человеческий рост, пустых внутри. В полости этих коробок, в объеме представлены макеты с этапами развития планеты. По этим макетам прыгают трехмерные человечки, рассказывающие о том или ином этапе. Т.е. это чистой воды комбинация трехмерного макета с трехмерным видео. Я так и не врубился за счет чего достигается трехмерность “виртуальных” персонажей. Это не парогенератор, не сеточная технология… Если фотографировать без вспышки, то получается невразумительная мазня. Если со вспышкой – она забивает изображение и получается просто скучная пустая коробка. В общем, что-то паранормальное они там устроили…
Сдвигаясь по времени, виртуальные стенды постепенно заменяются реальными объектами и диарамами.
Трилобиты всякие и прочая доисторическая пакость:
Чем дальше, тем более навороченные трилобиты:
Все это, естественно, сопровождается подробными описаниями. Где жили, чем питались, кого боялись…
Для себя отметил примечательный факт. Американская система мер проявляет свой нонконформизм не тельно в малопонятных европейцу футах и фунтах. Они так же имеют отличную от привычной нам геологическую шкалу. Например:
В более привычной нам системе это называется “каменоугольный период”. Американцы его вообще представляют в виде двух отделов: “миссисипский” и, более поздний, “пенсильванский”.
Вся вот эта пакость развивалась-развивалась и эволюционировала из простых окаменелостей в полномасштабные диарамы с чучелами. Сперва маленькие совсем:
А потом и в большие:
На многочисленных диаграммах показано развитие той или иной пакости. Например, птички получились так:
Вот уж точно – пернатые крокодилы у них в предках значатся. Их останки:
Старина Тирекс:
… сотоварищи:
Где возможно, скелеты представлены как бы в динамике:
После динозавров, тема переключается. Всякие млекопитающие и их развитие представлено в других частях музея. А тут внимание посетителей по ходу переносят на фундаментальные науки.
Залы посвященные физическим явлениям, группируются вокруг огромного маятника Фуко (вертикальная панорама на 180 градусов):
Каждые сколько то там минут, маятник, сшибает очередной деревянный колышек на полу:
Физика явления описана на табличке рядом для всеобщего просветления.
Вокруг маятника много всяких павильончиков. Где можно на личном опыте, узнать, например, насколько различна плотность одного и того же объема вещества той или иной планеты нашей системы. Т.е. из стены торчит ряд рукояток с противовесами, каждый из которых нагружен соответствующим образом. Можно тянуть за рукоятки и чувствовать разницу. Весьма шокирующие “открытия” можно сделать. Например, мы знаем, что Юпитер в хрензнаетсколько раз больше Земли. Но при этом он – газовый гигант. И про это вспоминаешь только сравнив вес одинакового объема вещества Земли и Юпитера. Кстати, сей “аттракцион” довольно старый. На нем Плутон еще представлен, как планета 🙂
Очень наглядно проиллюстрирована разница в теплопроводимости различных материалов. В стену вделаны пластины из разных металлов и можно просто прижать к ним одновременно все (две) ладони, почувствовав разницу в температуре. Чтобы проиллюстрировать теплопроводимость разных участков ладоней (для особо въедливых) вделали рядом в стену пластину с жидкими кристаллами:
Ну и все в таком духе….
“Химическая” экспозиция начинается с большой периодической таблицы:
В каждой ячейке этой таблицы постарались предметно представить тот или иной элемент:
Причем, кроме самого элемента, разместили там же и некое общедоступное привычное изделие в состав которого этот элемент входит. Например, сера и кислота из оной:
Или, вот, кремний и рядом в коробочке какой-то транзистор:
Очень наглядно и понятно. Хотя, конечно, не все элементы можно было представить для простых смертных без ущерба для их здоровья (а некоторые и по чисто техническим причинам):
Для тех, кто ценит золото – отрезвляющий стенд:
В современном мире, золото занимает лишь скромное восьмое место по стоимости.
Для тех, кто не наделен воображением и словосочетание “кислотный дождь” воспринимает, как нечто абстрактное, представлена такая инсталляция:
В течение уже нескольких лет, на эти каменные пластинки в музее льется простая вода и вода с повышенным содержанием кислоты. Разница, говорит сама за себя.
Комментарии:
Кстати о науке: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111345
Ну, это старый баян который уже обсосали во всех интернетах. Мне единственное непонятно, к чему все эти хиханьки про “Земля вокруг Солнца” или “Солнце вокруг Земли”. Понятно же, что все зависит исключительно от точки отсчета в системе, которая берется за основу. Т.о. оба утверждения совершенно верны. В одном случае мы имеем дело с гелиоцентрической системой, в другом случае с геоцентрической. Вот красивый флеш, где в нижнем правом углу можно эти системы между собой переключать.
Чего-то у меня не получается в одну линию их выстроить на этом красивом флеше. 🙂 А ведь теоретически должны?..
Ты опять не получаешь мои письма? 🙁
Теоретически – да. Но не забывай, что на этом флеше орбиты представлены условно круглыми, а не элиптическими, каковые они есть на самом деле. Поэтому, если ты вбиваешь известные даты “парада планет”, то ничего там не выстроится в линию. Можно эмперически подобрать “парад планет” исключительно для данного представления, но упаришся это делать, да…
А почту я еще не разгребал вообще со вчера 🙂
В Московском планетарии тоже поставили такой аттракцион “деньгособирательный”. Только преподносят как модель “чёрной дыры”.
Так Московский планетарий еще на работает.
На 12 апреля только открытие намечено, разве не так?
Одно другое не исключает. Это же “черная дыра” – она самодостаточна 🙂