Волею судьбы, в прошлую пятницу после работы, сидел, курил на кухне никого не трогал, пил незамысловатый коктейль “водка+кола+лимон+лед”. Жену с ребенком где-то носит аутсайд, Пес цинично спит, кино смотреть не хочется и вообще делать особо нечего. Размышляю, какой бы фигне посвятить этот редкий вечер безделья. На стойке напротив, лежит спичка. Красиво так лежит. Курю, вот, думаю, сфотографировать что ли… Взял фотоаппарат, навожусь – опаньки. Не фокусируется с такого расстояния. Нужен макро-объектив. Которого у меня нет до сих пор. Погрустил и в очередной раз пообещал себе, что вот буквально завтра же и куплю…

Курю дальше. Набултыхал вторую порцию коктейля. Путь асоциативного мышления извилист и прихотлив. Вспомнил те самые времена, когда, все было лучше, выше, зеленее, синее, правилнее, ну и т.п., короче, не то, что сейчас… И как, в том числе, можно было тогда в такой же ситуации к моему старенькому боевому “Зениту-М” просто прикрутить между тушкой аппарата и объективом удлинительное кольцо и… ага…

Тушим сигарету, коктейль в сторону, проходимся вихрем по всем квартирным нычкам, собирая подходящий материал и инструмент. Будем делать удлинительное кольцо к фотоаппарату, чтобы для макросъемки можно было пользоваться штатным объективом!

Вот, на схеме , приблизительно изображено то, чего нам в результате нужно получить:

В первую очередь мне пришлось смириться с мыслью, что придется пожертвовать двумя крышечками от фототехники. Одна крышка (на фото ниже, слева) предназначена для байонета тушки фотоаппарата. Она практически никогда не используется. После покупки аппарата, на месте этой крышки постоянно торчит объектив. Крышечка валяется где попало и в принципе не нужна. Вторую крышечку (на фото ниже, справа) жалко больше, т.к. вторая крышечка – от задней части объектива. Но нужна она, по идее, только когда объектив хранится отдельно. Но когда он хранится отдельно, то на его месте в фотоаппарате торчит какой-то другой объектив от которого освобождается его, точно такая же, крышечка. Соответственно, достаточно всего одной задней крышечки, которая будет одеваться на тот объектив, который в этот момент не установлен и хранится сам по себе, а вторую можно пустить в оборот:

Итак, у нас есть кандидаты на оба посадочных узла для изготавливаемого удлинительного кольца. Оба этих узла можно считать практически родными и максимально качественно обеспечивающими соединение обектива и аппарата. Отложим их пока.

Теперь нужно найти кукую-нибудь трубку подходящего диаметра, из которой мы и изготовим само кольцо. Мне для этой цели подошла пластиковая водопроводная труба, оставшаяся лишней после изготовления лайтбокса. В смысле, не вся труба, конечно, а только маленький ее отрезок:

Отпилив небольшое колечко, миллиметров 25-30 высотой, я получил заготовку для дальнейшей работы. Теперь у меня есть все три необходимых компонента для изготовления удлинительного кольца: посадочный узел для объектива, посадочный узел для фотоаппарата и само кольцо. Осталось все это соединить вместе.

Когда я пишу “осталось”, обычно под этим подразумевается, что вот сейчас весь геммор то и начнется…

Прежде всего, необходимо проделать в крышечках отверстия, в которые вошло бы кольцо из трубы. Проделать их можно множеством способов. Как то:

  1. насверлить по кругу маленьким сверлом отверстий, выкусить кусачками перемычки, заровнять края напильником
  2. взять дрель, втавить в нее фрезу подходящего диаметра и сразу вырезать аккуратное отверстие
  3. взять бормашинку и, используя ее, как микроболгарку, вырезать отверстие
  4. хренова тьма других способов

Как ни удивительно, при всем многообразии инструмента, у меня не оказалось фрезы нужного диаметра. Были, либо сильно больше, либо сильно меньше. Так, что 2-й вариант отпал, хотя мне он казался самым привлекательным. Нет у меня и бормашинки. Увы. В очередной раз пообещал себе “завтра же купить”. Вариант 3, соответственно, тоже отпадает. Сверлить по кругу отверстия и потом нудно выравнивать края напильником – скучно, долго и вообще вариант 1 мне душу не грел. Поэтому я обратился к варианту 4 во всем его многообразии.

В качестве основного инструмента я использовал газовый баллон с форсункой, которым обычно разжигаю уголь в кальяне (такая штука в хозяйстве – результат наличия в доме электрической плиты, вместо газовой):

Разметив предварительно на крышечках окружности нужного радиуса, я взял обычный “строительный” скальпель, отрегулировал горелку, чтобы пламя выдавалось компактное, но восокотемпературное и, нагревая на этом огне скальпель, приступил к аккуратному выжиганию-вырезанию отверстий.

Тут, качество результата напрямую зависит от терпения. Понятно, что за один разогрев скальпеля отверстие не вырезать. Имея некоторый опыт в такого рода работах, я давно уже уяснил, что не следует лениться почаще нагревать скальпель и неспешно прорезать им пластик короткими отрезками:

Проделав т.о. отверстия в обеих крышечках, я получил возможность собрать конструкцию в первом приближении:

Тут потребовалась серия экспериментов. Я уверен, что существуют специальные формулы и наработанные методики, позволяющие, зная характеристики оптики, расчитать оптимальную длинну кольца для того или иного коэффицента приближения. Но я поступил проще. В виду того, что оба узла крепления (теперь уже это не крышечки) как бы скользят по центральной трубке, то я не стал их сразу скреплять намертво. Я собрал их как есть и подключил через полученное сооружение объектив к фотоаппарату. Между узлами осталось достаточно пространства, чтобы расстояние между ними можно было подобрать опытным путем, сдвигая узлы крепления вдоль кольца. Подобрав адекватное расстояние, я сделал несколько эксперементальных снимков. Вот так:

Или, даже, так:

Поэксперементировав и подобрав необходимую длинну кольца, я аккуртно размонтировал все и приступил к окончательной сборке.

Если вы такой же проклятый небесами эстет, как и я, то, естественно, вас не удовлетворит внешний вид устройста вроде получившегося:

Вот эту серую безобразную трубку куда-то нужно деть. Причем, вопрос эстетики тут только один из двух. Второй вопрос: как обеспечить параллельность насаженных на трубку узлов крепления. В процессе экспериментов, я, шевеля их относительно друг друга, получал точку фокуса объектива там где нужно, но не буду же я делать это каждый раз. Узлы требуется закрепить намертво, да еще и ровно.

Как следствие двух этих вопросов родилась мысль положить между узлами своеобразные шайбочки, которые зададут нужное расстояние между узлами по всей окружности и заодно скроют с глаз эту некрасивую серую трубку.

Из фотографий выше понятно откуда я добыл нужные для этой операции шайбы. Да, это тот самый резиновый уплотнитель, который находится внутри все той же водопроводной трубы от которой я оттяпал само кольцо. При полученном зазоре мне понадобилось два таких уплотнителя. Второй я снял с одной из труб лайтбокса. Там они все равно не на всех соединениях нужны.

Учитывайте особенности того объектива, который собираетесь использовать с кольцом. Кому-то потребуется кольцо вдвое короче, кому-то длинее. Тут или пользуйтесь эмпирическим путем, как я, или уж, если хотите совсем по уму – найдите в сети методики расчета такого кольца.

По итогам, я закрепил все части кольца при помощи термопистолета с клеем. Такой клей можно достаточно аккуратно залить именно туда, куда нужно и он достаточно надежный:

После того, как клей схватится, можно срезать скальпелем лишние его сопли, почистить шкуркой всякие заусенцы, протереть все тщательно, чтобы всякие опилки-струшки не попали в аппарат и – готово!

В полной финальной сборке на аппарате все выглядит достаточно аккуратно:

Наверное не стоит писать, что при такой системе вы полностью лишаетесь всей автоматики – это очевидно. Все управляется ручками. Аппарат переводится в ручное управление, автофокус отрубается и т.п. Такова обратная сторона этой медали. Увы.

И еще хотелось бы заметить, что изготовив кольцо описанным выше методом вы никогда не получите высокого качества фотографий. В зависимости от качества исполнения, результаты будут колебаться от “так себе” до “сносно”. Мало того, для по-настоящему качественных фотографий вам не подойдут даже кольца заводского изготовления, если вы будете использовать их со штатным объективом (за редчайшими исключениями). Равно, как и всякие “макро-насадки” на линзу объектива (без исключений). Если вам нужно высокое качество – придется разориться на полноценный макро-объектив соответствующего класса. Поэтому воспринимайте все вышеизложенное, как некий способ скоротать вечер за рукоделием и обзавестись в своем фотохозяйстве прикольной мулькой, которой можно побаловаться на досуге получая, пусть и не первокласные, но вполне сносные снимки.

Вроде, вот таких: