Настала пора заняться “большой комнатой”. Тем ее жилым участком, который остался после того, как часть комнаты была отгрызена под кладовку. Правда, после отгрызания куска под кладовку, “большой” комната теперь считается только номинально. По реальной площади она стала в точности такой же, как и т.н. “маленькая” комната. Но, как бы там ни было, по старинной советской традиции комнаты в московских двухкомнатных скворечниках продолжают делиться на “большую” и “маленькую”.

Если кладовка не требовала какой-то особенной отделки, то с жилым пространством все иначе. И начать пришлось с самого нуля. Т.е. с обдирания всего что есть старого до самого бетонного основания.

Поскольку старый пол к тому моменту был уже содран, то основные усилия по обдиранию были сосредоточены на стенах и потолке:

В процессе обдирания стен было обнаружено такое количество культурных наслоений, что по ним можно было проследить всю историю квартиры начиная с брежневских времен. Даже газеты под многочисленными слоями обоев попадались какие-то античные. Жаль только, что в совсем нечитабельном виде, поэтому кроме смутных очертаний строк и фотографий, никакой любопытной информации с этих обрывков почерпнуть не удалось.

Выравнивать стены не стали. Они у нас более-менее ровные, поэтому выравнивание носило локальный характер в нескольких наиболее вопиющих местах. По окончании скучных и грязных предварительных работ мы с радостью накинулись на творческое заклеивание стен обоями:

Если до обклейки стен, перегородка между комнатой и кладовкой еще как-то выделялась на общем фоне, то после того, как обои легли по всему периметру, помещение обрело свою целостность. Перегородка уже ничем не отличалась от прочих стен:

Горизонтальная полосочка с картинками, наличники на дверь – и со стенами было покончено:

Параллельно общим работам по комнате, осуществлялись и работы по интеграции в комнатное пространство моего домашнего кинотеатра. Взаимодействие экрана и проектора можно было отладить только опытным путем. Например, найти оптимальное расстояние от проектора до экрана – проектор повесить нужно было на таком расстоянии, чтобы диагональ выдаваемого изображения укладывалась на всю площадь экрана плюс небольшой запас, который компенсируется настройкой линзы объектива. Положение проектора относительно экрана тоже очень важно. Конечно, проектор не обязан висеть строго по центру. Для этого в нем полно настроек для исправления трапеции изображения, если оно транслируется под углом к экрану. Но величина смещения проектора относительно центра экрана должна быть строго в пределах этих возможных настроек… И т.п.

Короче, прежде чем заняться всем остальным, мне пришлось сперва на временной основе подвесить экран и проектор. Пока экран я просто прихватил парой дюбилей. Экран – штука железная, простая и крепкая, даже если и отвалится – ничего с ним не будет. Впрочем, он так и не отвалился тогда:

А, вот, для подвески проектора к потолку пришлось собрать специальное шасси сразу уже в финальной версии. Надежное, с возможностями поворота по горизонтальной и вертикальной осям (на фото конструкция стоит на табуретке вверх ногами, понятное дело):

После того, как экран и проектор были расположены, как надо относительно друг друга, я окончательно засверлил все необходимые для их крепежа отверстия и снял от греха, чтобы не расколошматить во время остальных работ. Подробнее об организации кинотеатра на дому, можно почитать в этой моей статье. В рамках ремонта я остановился на этом моменте, только потому, что интеграция элементов кинотеатра была сознательно заложена в сам процесс организации интерьера комнаты. И делалось это не постфактум, а одновременно с созданием самого интерьера. Т.о. мой кинотеатр очень органично вписался в обстановку и выглядит внутри нее не чем-то отдельно прикрученным, а как неотьемлимая часть всего остального в комнате.

Следующим, очень трудоемким и вдумчивым этапом была организация электропроводки. Дело в том, что помимо банальных розеток, нужно было придумать куда деть толстенные “косички” проводов для акустики все к тому же кинотеатру. Кто разводил 7.1 акустику нормальным аудиокабелем, тот представлет о чем я говорю. Плюс до кучи тужа же надо уложить витую пару моей домашней локалки. Даже целых две витых пары (для компьютера и для СТРИМ-ТВшного декодера, который живет на отдельном вилане роутера). Еще до кучи – телеантенна. Хоть и фигня, но ей тоже место надо. И еще до кучи – я понятия не имел какой лапши для соединения чего-то с чем-то мне взбредет в голову проложить дополнительно. Нужно же иметь стратегический запас пространства, который может понадобится когда-то потом.

Накакие плинтуса “с желобками” или встроенным коробом (крохотным коробочком, на самом деле) в принципе не могли покрыть моих подребностей по коммуникационным каналам. Поэтому единственным решением оказалось отказаться от плинтусов вообще. Полностью заменив их на полноразмерные просторные короба, куда ушли и провода, и розетки и вообще все на свете:

Поскольку в расположении розеток я не был теперь ограничен долбежкой стен, то нашлепал их в комнате аж в 6 точках по всему периметру.

Естественно, сама электропроводка тянулась с полного нуля. Т.е. я отсоединил, заизолировал и похоронил в стенах оригинальную, уже полусгнившую лапшу и протянул от щитка новую линию. Тут мне пришлось проконсультироваться со специалистами. С их помощью был расчитан, выбран и куплен провод, способный выдержать предпологаемую нагрузку. С электричеством, особенно у себя дома – не шутят. Материалы задействованные в этом процессе, единственные, которые покупались без оглядки на цену. Все чрезмерные расходы окупаются безопасностью и надежностью.

Проще всего было с потолком…

Тут я немного отступлю от темы, потому, что коллега, заглядывающий через плечо и рассматривающий фотографии докопался, почему мы решили выдержать интерьер в “египетских” мотивах. Все очень просто. Дело в том, что один наш старинный и хороший друг – египтолог. В течении многих лет он раскрывал нам тему Древнего Египта покруче чем канал Дискавери. Что, за столько то лет, не могло не отразиться на нашем представлении о дизайне и стиле. К этому добавилось то, что мебель я по определению делаю сам. И, не являясь мастером-краснодеревщиком, вынужден придерживаться достаточно простых форм и решений, которые прекрасно вписываются в “египетский” стиль. Т.е. все это вышло как-то само собой. И нам это нравится.

Возвращаемся к потолку. Поскольку он все равно делался с нуля от бетона, то у нас был выбор между вариантами: крашеный, подвесной, натяжной или накладной. По ряду, скорее психологических, нежели практических причин, мы в итоге остановились на накладном варианте. Который и осуществили:

Кстати, вот, плоская, прижатая к потолку “люстра” – следствие различных побочных условий. Во-первых, она не должна вклиниваться на пути луча проектора, который висит так-же на потолке и проецирует изображение на экран через всю комнату. Во-вторых… Ну, так вышло, что и я, и жена – довольно высокие представители нашего биологического вида. Да и дочка, судя по всему, не сильно от нас отстанет в плане роста… И ничто так не достает в наших московских типовых скворечниках, как громоздкие низкие люстры в которые если и не врезаешся башкой, то уж точно ее сшибаешь в попытках снять футболку через голову, например. Меня это с детства бесило неимоверно! Тут мы даже рассматривали вариант вовсе избавиться от потолочного светильника, заменив его несколькими настенными. Но традиции впитанные с молоком все же победили, породив, такой, вот, компромисный вариант.

Когда пол, стены и потолок были готовы, настала очередь, собственно, мебели. Компьютерный стол у нас уже был. Поэтому ничего тут строить не пришлось. Правда, к тому времени он уже находился пару лет в эксплуатации, поэтому его требовалось подновить. Обработать шлифмашинкой, пропитать специальным тонером, чтобы он тал более бежевым, в стиль остального убранства, и покрыть небольшим количеством прозрачного лака:

Поскольку на столе планировалось сосредоточить основное электрооборудование (от компьютера, до зарядок к мобильникам), то под ним требовалось организовать изрядную кучу розеток. Тут я решил не врезать все это множество в короб, а ограничиться таким вариантом:

С учетом уже готового стола и полностью готовой прочей отделки, оставалось сделать не так уж и много. Полки для книг и дисков… Хм… да и все пожалуй. В рамках базового постулата “долой мебель” – этого было более чем достаточно.

С полками мы рассудили так: по потолку мы не ходим, поэтому чего ему бездарно пропадать нахаляву? Если все по максимуму поднять наверх, то нас не заломает принести табуретку из кухни, чтобы снять с полки книгу, если понадобится. Зато внизу будет навалом свободного пространства.

Да и книг-то осталось не так много в библиотеке. С тех пор, как несколько лет назад, электронные устройства для чтения вошли в наш обиход, потребителем бумажных носителей остался только ребенок… Да и то не надолго, судя по всему. Поэтому некогда обширная традиционная библиотека за эти годы похудела процентов на 80%, переместившись в своей основной массе на компакт-диски. Впрочем, компакт-диски, какие бы “компакт” они ни были – тоже занимают место. Выходило так: для книг достаточно четырех длинных полок на каждой из которых книги могут размещаться в два ряда (один позади другого). В районе стола необходимы ячейки для компактов в достаточном количестве. Плюс как-то надо раскидать небольшие поверхности для всякой сентиментально-сувенирно-бытовой мелочи, которой богато любое семейство – куда уж от этого денешся.

Основываясь на вышеизложенном, наш семейный разум породил следующую модель:

http://www.youtube.com/watch?v=hPvO8X40kso

Имея идею и план, осталось только все это сделать. Сперва полки. Для них были куплены две обычные сосновые мебельные панели. Распилив каждую вдоль, я получил 4 длинные ровные полосы, которые оставалось только шлифануть слегка (хотя они и изначально были вполне себе зашлифованы нормально):

Затем в ИКЕЕ были куплены деревянные уголки для каких-то там их полок. Икейские полки меня не интересовали, но сами уголки (которые, к счастью, продаются отдельно) – вполне отвечали требованиям, избавив меня от необходимости долгой и кропотливой самостоятельной работы:

На фото выше видно, что дальняя часть стены и потолка недоделаны. Мы ждали когда нам привезут и поставят новые окна. Эту процедуру мы свалили на одну специальную контору. Но в силу жестких временных рамок мы не могли ждать окончания их работ. Поэтому отделку той стены, где окна, пришлось отложить и работать с остальной комнатой по максимуму. А после того, как нам установят, наконец, окна – доделать эту одну оставшуюся стену. Мы понимали, что это “не по правилам” и вообще, как-то через жопу, но выбора особого не было – время поджимало.

Там же в ИКЕЕ я совершенно случайно, к своей безумной радости, наткнулся на деревянные ячейки для компактов. Это был просто подарок судьбы. К тому времени, я как-то смирился с необходимостью делать деревянные сидюшницы самостоятельно (в продаже мне ничего подходящего упорно не попадалось: то это не так, то там не то). Поскольку нужно их было много, то перспектива возни с их изготовлением меня огорчала безмерно! Ведь мы не хотели, чтобы ремонт, как часто бывает, стал перманентным состоянием нашей жизни. Весь процесс мы должны были уложить в несколько небольших сессий. А изготовление сидюшниц отожрало бы у меня три-четыре драгоценных дня – не меньше. Но, судьбе было угодно сыграть на нашей стороне:

На противоположной стене комнаты, книжные полки были сделаны в точности такие же, только без сидюшных ячеек под ними. Заместо сидюшных ячеек я там сделал небольшие полочки для всякого барахла

Торцы полок требовали оформления. Нужны были какие-то бортики. Во-первых, чтобы книги не падали, во-вторых просто для оформления. В качестве бортиков я использовал декоративную панель, которую нашел в магазине OBI. Цена этой одной несчастной панельки меня неприятно удивила. Что-то там около штуки за одну такую панельку:

Вот из нее то я и нарезал бортики для полок. А поскольку обращался с материалом достаточно трепетно и без лишнего расхода, то еще остался и обрезок, которым я оформил внешний торец стола компьютерного. В итоге, полки приобрели такой вид:

Если кто читал мою статью про компьютерный стол, то видел там фотографию, на которой часть этого полочного комплекса есть уже в законченом и обжитом виде. Так, что могу только повторить ту же фотографию:

По ходу повествования я придерживаюсь некоей формальной последовательности: одна комната, другая комната, коридор и т.п. На деле же многие операции текли параллельно сразу в нескольких помещениях. Так, к примеру, ту же кровать я делал пока жена обдирала стены в коридоре, хотя, по идее, следующим заходом мы собирались заделать “меленькую” комнату, а коридор напоследок оставили… На первый взгляд процесс выглядит хаотично, но на деле он подчинялся максимально рациональному распределению времени, не оставляя ни одной впустую потраченной минуты. Конечно, упахались, как лошади и еще месяц потом в себя приходили, зато ремонт был начат и закончен всего за жестко заданный промежуток времени . Речь идет про комнаты и коридор. Ремонт на кухне и втором маленьком коридорчике был запланирован и реализован в отдельную самостоятельную недельную “сессию”, где-то спустя пол года. Но тут я все буду излагать в некоем формальном порядке, а не в том, как все происходило на самом деле.

Итак, настала очередь кровати. К ней мы предъявляли три основных требования. Она должна быть большой по площади, негромоздкой и складной. Т.е. идея была в том, что в разложенном состоянии она пусть хоть все свободное пространство комнаты занимает, но когда комната “переключается” из режима “спальня” в режим “гостинная”, кровать должна быть минимизирована до предела. Раздвижные варианты не годились. Все они не слишком надежны и имеют значительное число компонентов. Поэтому, чем из меньшего количества узлов кровать будет состоять, тем она компактнее в сложенном состоянии и тем больше в разложенном.

Самым оптимальным вариантом мне показался “книжный” вариант. Для экономии времени на пространных объяснениях, очередная анимационная модель, включающая, как этапы сооружения кровати, так и ее “работу”:

http://www.youtube.com/watch?v=30R-d_ML_Qc

Сперва я изготовил две рамы из легкого бруса небольшого сечения:

Чтобы в процессе эксплуатации, рамы не расшатывались, да и вообще для общей прочности конструкции, соединения были усилены Т-образными накладками и уголками. Весь крепеж шел по той стороне рамы, которая будет впоследствии накрыта фанерными щитами. Т.о., этот железный кошмар потом полностью скрылся с глаз долой и не портит общую эстетику конструкции.

Установив фанерные щиты, я соединил рамы при помощи надежных петель на подшипниках. Последние, помимо общей надежности, придали некую приятную плавность и мягкость процессу складывания конструкции:

Рабочая поверхность кровати была готова. Конечно потом все это еще было обработано шлифмашинкой, тонировкой и лаком, но на данном этапе было достаточно и того, что есть.

Кровать нуждается в бортиках. Как из, чисто, эстетических соображений, так и из практической необходимости – бортики удерживают матрацы, не давая им расползаться когда кровать пребывает в сложенном состоянии. Для бортиков я использовал три массивных сосновых мебельных панели:

Тут пришлось, как раз, использовать панели потяжелее. Если рама должна быть легкой, чтобы ее можно было складывать не будучи чемпионом мира в области тяжелой атлетики, то бортики, как стационарная часть конструкции, дожны быть помассивнее, чтобы придавать устойчивость всему сооружению.

Выбрав в магазине самые толстые панели, что там были из подходящих по размеру, я сперва изготовил два боковых бортика:

Один из бортиков я сделал длиннее другого и не таким закругленным, чтобы он как бы стал одновременно и задней стенкой стола, около которого расположена кровать.

Вообще делать самому мебель – очень удобно. Получаешь возможность получить именно то, что нужно, с адаптацией ко всяким нетривиальным особенностям окружения.

Заднюю стенку я сделал повыше и организовал в ней некий фигурный вырез. Вырез носит исключительно декоративный характер и никакой практической нагрузки не несет:

Осталось все свинтить вместе и кровать готова. Без матрацев, в сложенном и разложеном состоянии она выглядит так:

Дело за матрацами. Купив два подходящих в ближайшей ИКЕЕ, мы получили возможность полностью завершить конструкцию:

Чтобы все это не сползало вперед, вдоль внешней кромки створки был приделан еще один небольшой бортик, в котором заодно были проделаны небольшие ручки для облегчения складывания кровати:

Кровать готова. Осталось распределить по комнате всякую электронику. Повесить на место экран и проектор, для которых был уже готов весь крепеж и пробиты все дырки. Рассеять по периметру акустические колонки. Установить обычный, человеческий телевизор. И, в качестве финального аккорда – установить кондиционер. Его мы тоже не сами устанавливали, как и окна. Поэтому вешался он в свою собственную очередь, не согласующуюся с нашими работами. Хотя по-уму то его надо было городить на стадии работы со стенами. Но, так уж вышло.

Все это расползлось следующим образом:

http://www.youtube.com/watch?v=A4afef2-0pY

Телевизор был выбран самый дешевый и непрезентабельный – шобы было. Поскольку основные медиафункции ложились на проекционную систему, то телевизор в комнате нужен был скорее для галочки. Типа, “тут так заведено”. Подвешен он был на шасси, на ту стену, вдоль которой опускается экран, оказываясь позади него:

Из колонок, вешать на стену пришлось только фронтальные. Боковые и тыловые прекрасно разместились на полках, про которые я писал в предыдущей части материала:

Если кого-то удивляет малый размер колонок – почитайте мою статью “Сам себе кинотеатр“. Там рассказывается почему именно так.

Кондиционер был выбран исключительно из габаритных соображений. Для его навески, доступным оставался совершенно конкретный участок стены, который и навязывал все формы и габариты. Производитель уже значения не имел, выбор свелся к единственной модели от LG, которая и была установлена:

Про занавески и прочую мелочь типа креслов-стульев-компьютеров, думаю, писать смысла не имеет. Там все тривиально и штатно. Да и из анимации выше, все вполне понятно без коментариев. Ниже, парочка широкоугольных фотографий, сделанных год спустя после описываемых событий. Комната уже вполне обжита и имеет окончательный вид:

На этом ремонт “большой” комнаты считался формально завершенным. Настала пора перебираться с ремонтом дальше.