AR-15 “Twilight Blowtorch”. Часть 1 – Lower Receiver
Все пару предыдущих месяцев я был активно занят, налаживая автоматическое потоковое производство запчастей к оружию в компании, где сейчас работаю. Процесс для меня совершенно новый и незнакомый. Пришлось освоить целый пласт знаний по работе ЧПУ-станков промышленного уровня и сопутствующего им программного обеспечения. И этот период натурально высосал из меня все силы, эмоции и время. Это не 3D-принтер: стекло протер, клеем помазал, кнопку нажал. И, даже, не как мой гаражный ЧПУ-фрезер по дереву. Хотя, там, ладно, тоже надо детали к столу прикручивать. Но тут…
По итогом, на текущий момент, оно уже все запущено и можно, как бы, слегка выдохнуть, ибо дальше все в руках оператора/машиниста, меняющего заготовки и нажимающего на кнопку. А мне пришла пора, что называется, и о своей душе подумать…
Вот мы взяли краски в руки,
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Ацетона не жалей!
(подмешай в нее соплей)
(красить заставляй друзей)
(Псу пивасика налей)
(схватишь от жены люлей)
[…доработать концовку пред публикацией…]
Душа, когда о ней подумали, решила, что хочет новую винтовку. Ну, типа, задачи последних недель и специфика выпускаемой нашей компанией продукции, задали некое однозначное направление в неведомых душевных порывах. До кучи, по факту запуска производства, в качестве эдакой медали “за заслуги перед партией” мне был вручен редкий экземпляр handrail-а для АР-15 из ограниченной серии:
Немного не в моем стиле, но красивый. Уже имеющиеся у меня винтовки, все укомплектованы по самую маковку и трогать их не хотелось. Поэтому и было принято решение создать с нуля новую… Непонятно, правда, на кой хрен. Но хотелось… Это, как в конструктор LEGO играть – никогда не надоедает. Ну, будет в шкафу стоять еще одна AR-15…
Под создание новой винтовки у компании был выкуплен за символическую стоимость исходной болванки, самый первый lower receiver, сошедший с свежезапущенного “конвейера”:
Первые три сотни ресиверов я выпустил лично, в целях проверки и наладки системы производства. Соответственно, к этому, самому первому ресиверу, у души были всякие теплые сентиментальные чувства. Не говоря уже о том, что к “номерному” handrail-у из ограниченной серии, просто сам-собой напрашивался ресивер с красивым номером “[mfg/серия]-ноль-ноль-ноль-ноль-ноль-ноль”.
Часть прочих запчастей у меня уже была, часть планировалось изготовить самостоятельно, а часть придется докупить. Ну, там, по мелочи… Ствол, например… И прочую такую всякую несущественную для винтовки ерунду.
Поехали…
Lower receiver
Исходно, эта деталь винтовки представляет собой заготовку, имеющую общие очертания конечной детали, но без всех необходимых отверстий, “кармана” для курковой группы и т.п. Все сильно зависит от изначального производителя и степени готовности заготовки, которую вы заказываете. Чаще всего, заготовка уже имеет отверстия для pivot и takedown pins.
Здесь и далее я вынужден использовать английские термины для деталей, название которых не знаю на русском. Чтобы понимать о чем речь, вот простая схема по которой можно идентифицировать то, что упоминается:
Эти отверстия являются базовыми и от них пляшут все остальные размеры и расстояния. Так, что они нужны, в первую очередь, самим производителям заготовок для первичной формовки и оболванивания. Остальным участникам цепочки производства эти отверстия так же сильно облегчают жизнь. Ведь теперь достаточно сделать крепление с шпильками, на которые сажается заготовка:
… сказать станку, что эти шпильки считаются “нулевой отметкой” и все размеры и расстояния станок будет уже откладывать от них самостоятельно со всей своей роботской компьютерной точностью:
По факту, вы всегда будете гарантированно получать совпадение механики обоих ресиверов (верхнего и нижнего), т.к. у обоих эти отверстия – ключевые.
Помимо отверстий для pivot и takedown pins, производитель заготовок так же часто делает “колодец” для магазина (magwell). Здоровая вон та дыра в передней части ресивера, в которую должен впоследствии входить магазин:
Для этой операции требуется broacher. Я не уверен, но вроде бы, на языке людей, такой станок должен называться “долбежный”. И это отдельная, весьма габаритная и очень гемморойная тема для производителя. Например, у нас такого станка нет. И не факт, что будет. Мороки с ним навалом, а экономия для производства незначительна. Возможно, проще и дешевле брать заготовки с уже пробитыми “колодцами”, либо, делать фрезером лишь предварительную выборку в заготовке и отдавать потом ее какому подрядчику на broaching…
В общем, от степени готовности заготовки, зависит количество операций, которые над ней предстоит сделать ну и, как следствие, себестоимость готового ресивера. На фото выше, заготовка представлена в виде т.н. “80% completed”. Это максимально возможное ее состояние при котором заготовка все еще может считаться, собственно, заготовкой, а не деталью оружия… Кстати, в Техасе, как и во многих других штатах, покупка такой заготовки не считается покупкой оружия, не требует проверки и регистрации. Просто покупаете (30-60 долларов), как морковку в овощном и все – допиливайте сами у себя в гараже до конечного состояния. Дальнейшее зависит от законов конкретного штата. В Техасе, опять же, даже когда вы ее допилите, все равно ничего регистрировать не нужно. Вот, только, такой “ghost gun” будет законным исключительно для личного пользования. Вы не можете продавать его, дарить и т.п.
С такого состояния началось рождение и моего “нулевого” ресивера:
Понятно, что клеймо с логотипом сайта ставилось уже сильно потом, отдельно от основного массового производства. Что называется, если уж уникализировать, то – по полной 🙂
В таком виде ресивер был выкуплен и зарегистрирован… В данном конкретном случае, регистрация была необходима. Как только станок прорезал в заготовке последнее отверстие, деталь мгновенно сала субъектом NFA (National Firearms Act). Если бы я точил ее у себя в гараже напильником для личного пользования – ОК. Ничего регистрировать не надо. Получился бы очередной “ghost gun” не требующий регистрации. Но, поскольку, делалось все это официально под крышей предприятия-производителя оружия (Firearm Manufacturer Class III) и впоследствии выкупалось частным лицом (моим), то такое уже обязано быть зарегистрировано через ATF. Потому, что продать незарегистрированное оружие компания не может… Зато я теперь могу совершенно официально им владеть, могу перепродать, могу подарить, возить в машине, бегать с ней по улицам, полям и весям, а так же хвастаться “нулевым” номером полноценной добропорядочной винтовки, а не какого-то там безродного “ghost gun” непонятного происхождения…
Очевидно, что следующим этапом, после проточки заготовки до состояния готовой детали, является покраска. Сейчас есть из чего выбирать. Анодация (anodising) всеми цветами радуги, херакотинг (cerakote coating) в ромашку, дуракотинг (duracoat) в полосочку, гидродипинг (hydro dipping) в клеточку… И большую часть всего этого, можно было бы сделать тут же, у нас в мастерской, прямо на месте. Кроме гидродипинга… Технически, его тоже можно, но у всех моих коллег от этого слова начинаются страшные корчи. Еще до моего прихода в компанию, похоже, был некий негативный опыт с этой технологией. На тему того, что тогда произошло никто не хочет говорить, ну а я не настаиваю. Просто пришлось принять, как данность: никогда не говорить про гидродипинг. Ибо, моветон’с. “Тут-так-заведено“(с)…
В любом случае, ничего из этого не подходило. Пришлось бы обращаться за помощью к коллегам, т.к. самому мне эти технологии пока недоступны. Они требуют опыта и специфических знаний, которые пока не представилось случая заиметь. Конечно, мне бы с радостью все сделали, если бы попросил, но, тогда, а что мне-то останется сделать? Винтик вкрутить, да пару шпилек вставить? Нет уж… Делаю сам все, что могу, по максимуму. Хоть в каком то месте должен же тут быть DIY.
Поэтому – эпоксидная краска! Благо, что с этой пакостью опыт работы есть. Самой старой из крашеных мною винтовок, уже года три, если не четыре и она прекрасно себя чувствует. Нигде ничего не облезло, не вытерлось и не пообкалывалось. Хотя сама винтовка уже сносила два комплекта уплотнительных колец в затворе… Пару лет назад я красил тем же способом “трехсотку” жены. И тоже все ОК до сих пор. Так, что технологию можно признать вполне себе годной к применению.
Как и раньше, использовалась краска от Brownells, черная “Aluma-Hyde II”:
За прошедшие годы, я немного продвинул свою технику использования этой краски, учтя опыт и рекомендации товарищей по палате из какого-то там вашего интернета. Поэтому, сразу после покраски, деталь отправляется в духовку:
Там она запекается в течение 3 часов при температуре 350 F°.
Нет, ничего страшного в этом нет. Да, обычная кухонная духовка. Нет, не воняет. Да, легкий запах есть и, если гнать у себя дома массовое производство по дюжине деталей в день на протяжении недель – тогда, вероятно, можно и плиту угробить, и свое здоровье, полагаю, заодно. Но один ресивер в пару лет никаким образом не испортит ни плиту, ни ваши нежные легкие, ни, даже, яблочный пирог, который может оказаться в ней сразу после выпекания винтовочной запчасти. Не нужно истерик по этому поводу…
Теперь ресивер проточен, заклеймен, зарегистрирован и покрашен. Ну, т.е., приведен в состояние в котором их обычно нормальные люди в магазинах покупают. У большинства самоделкиных именно вот с этого места и начинается полет творческих мыслей.
И уж он начался… Настало время навести красоту неземную и добавить пронзительного эстетизьму, которые превратят скучную штатную АР-15 в уникальное произведение запредельного искусства, которое будет воспето в веках, где-то между яйцом Фаберже и причиндалом статуи Давида:
Общую расцветку и стиль автоматически задавал “номерной” handrail, показанный в начале. Т.е. все должно быть в черно-голубых тонах. Первая мысль пришедшая в голову, когда мне его вручили, была: “о небеса, как ж мне теперь все остальное то красить под эту газовую горелку?!” Но эту проблему я еще надеялся как-то решить.
С именем собственным для винтовки все было куда мрачнее. Ничего из сгенеренного к “газовой горелке” не подходило. В голову тоже ничего упорно не западало… И эта проблема, в итоге, решилась самым неожиданным образом. Без удовольствия просматривая очередной составленный список имен-кандидатов для “газовой горелки”, вдруг подумал… Етить-колотить, а чем, простите, собственно “Газовая Горелка” не имя? Раз уж оно так с первого взгляда было обозвано, может оно это его самое имя такое и есть? Хм…
Сия идея меня настигла уже дома на веранде вечером за пивом. Хороший был вечер. Спокойный, теплый, с красивыми сумерками… Значит, пускай винтовка будет не простой “газовой горелкой”, а “сумеречной газовой горелкой”. Еще бы и картинку с образом какую найти подходящую…
Гугль аж дар речи потерял, когда я к нему с этим подкатил. Робко переспросил, может имелась в виду “двойная газовая горелка” (анг. twilight – “сумерки”, может быть созвучно с twin light – “двойное пламя”, по его гугловому разумению). Нет? Вы уверены?… Гугль, как-то совсем приуныл, показал на всякий случай чьи-то сиськи, приуныл еще больше, после чего впал в форменную истерику показывая какие-то рандомные, вообще не связанные никакой логикой изображения… Кажется я его сломал. Простите 🙁
Недалеко у нас есть обширный парк, куда мы иногда ходим гулять с Псом. И вечерами, очень-очень редко, в него приходят повыть койоты. Всего два-три раза я их слышал за все время жизни тут. И ни разу не видел, к слову. О том, что это воют именно койоты мне поведал сосед – звук очень характерный, его не перепутать на с собаками, ни с волками (которых, в принципе нет в обозримых окрестностях). И именно в тот самый вечер, они решили меня порадовать своим нестройным йодлем. Исключительно редкое событие. Да еще и в момент, когда снизошло Просветление насчет имени…
Так, вот, оно, значит, какой ты зверь, “Сумеречная Газовая Горелка”! Что ж… Я честно пытался придумать тебе, что-то более достойное. Но ты – само выбрало… Посему, быть тебе таковым! Только подожди до утра, когда я до лазерного гравера доберусь:
Ладно… Следующий шаг…
Проще всего было покрасить гравировку. Этот процесс был надежно обкатан еще со времен “Носорога” Харли Квинн.
Техника проста до безобразия… Гравировка должна быть достаточно глубокой, чтобы ее просто заполнить краской, как попало (хоть пальцем размазывайте):
Акриловая декоративная краска. Брать нужно ту, которая “для работ на улице” (outdoor using). Предполагается, что она, типа, условно, термо-, масло- и влагостойкая после засыхания. Пока у меня еще нет статистики использования такой краски на оружии в течение длительных периодов времени, но за пол года-год, могу ручаться – не облезает.
Дать краске подсохнуть, но не давать высохнуть совсем – иначе потом не отодрать. Подсохшую же краску, везде, где не нужно, легко смыть салфеткой смоченной водой (если краска на водной основе) или маслом (если на масляной основе). При этом стараться гладить салфеткой по поверхности детали, не вжимая ее в гравировку. Не пытаться удалить всю ненужную краску в один проход. Просто смочить салфетку и нежно ею гладить, как попку нимфетки:
Повторить процедуру 3-4 раза до полного удовлетворения. После чего дать высохнуть в течение 24 часов. Опыт показывает, что эту краску запекать в духовке смысла нет. Я пробовал – разницы не заметил.
В результате может получиться красивая, хорошо подкрашенная гравировка а ля “залитая глазурью”:
К сожалению, не ко всем деталям можно применить такую краску. Да, она хороша для заполнения гравировок, но, например, на спусковом крючке долго она не проживет – вытрется. Тут пригодится иная методика.
В одном из автошопов повезло найти аэрозольную краску под цвет голубого анодированного алюминия (Dupli-Color METALCAST Anodized Color BLUE). Одна беда с ней – наносится только на хром. Конечно, ее можно наносить на что угодно, но тогда она будет лишь слегка голубоватым очень прозрачным слоем. Поэтому, берем две краски: “под хром” (Dupli-Color Chrome Instant Enamel) и вон ту голубую под анодацию.
Сперва наносим “хром”, ждем 15 минут, после чего наносим “анодацию”. Повторяем 3-4 раза. И вот это уже рекомендуется запекать в духовке при температуре 300-350 F°, в течение 3-3.5 часов. На выходе получится покрытие почти желаемого цвета, похожее на эмаль. Царапается с трудом, не протирается. Но боится ударов. Т.е. ведет себя натурально, как эмаль.
Этот метод покраски я пременил к деталям, которые не смог найти в нормальном заводском голубо-анодировано-алюминиевом виде.
Вообще, разноцветной этой всякой фурнитуры к AR-15 сейчас навалом. Но, например, т.н. egg-plate в таком цвете я сходу не нашел. Пришлось покрасить обычную, штатную:
Другая ситуация с trigger guard. Их навалом в нужном цвете. Но их стоимость, какая-то запредельная. 40-60-70 баксов. Не смог объяснить жабе, почему крошечный кусок алюминия, в общем, достаточно простой формы, стоит столько денег. При том, что ручка затвора того же цвета, того же производителя и той же серии, которая больше, сложнее по форме и, какой-никакой, а механизм (там две детали, пружинка и шпилька), стоит вдвое дешевле. Да, горите вы в Аду, маркетологи хреновы. Покрасил обычную “армейскую” за полтора бакса:
Спусковой крючок я тоже покрасил. Не потому, что не нашел нужного по цвету, а потому, что, в перспективе, буду менять все триггерные группы на своих винтовках на two stage. Но это будет дорогое мероприятие и для него надо духом собраться, да с жабой опять полемику вести. Пока же суд да дело – крашенный “армейский” триггер, чтобы особо из стиля не выбивался:
В конечном итоге у меня получился некий зоопарк. Часть деталей имеет родную заводскую анодацию одного оттенка, часть – тоже родная заводская, но более тусклого оттенка (другой производитель), часть – покрашена мною одним способом одной краской, часть – другим способом, другой краской. Но, в общем и целом, оно, как-то, все усреднилось в общей массе и, если не вдаваться в тонкости “оттенков серого”, вышло неплохо на мой непритязательный вкус.
Итог в части lower receiver-а:
Дальше к работе был подключен 3D-принтер (о чем не трудно догадаться, взглянув на две последние фотографии).
Продолжение следует…