Давеча, вернулись к традиции “проекта выходного дня”. Сколько ж бездельничать то можно… Пока я тут занимаюсь рисованием проекта оружейного шкафа для своего дома, друг предложил поучаствовать в переоборудовании одной из комнат его дома в фотолабораторию. Этап увлечения классической фотографией у меня был, естественно, как и у многих, думаю. Но, с момента появления первых доступных цифровых камер, оно давно уже отпустило. Но друга все еще оно кроет нипадецки. И далеко за пределами “фотоувеличитель в ванной”. Все, действительно, серьезно.

* * *

Предложенная идея показалась мне интересной с технической точки зрения. Ничего подобного еще не строил. Предстояло взять простую комнату, в одной ее части установить профессиональный фотоувеличитель со всей прилагающейся инфраструктурой, включающей в себя таймеры, красные светильники и все в таком роде. В другой части комнаты должен быть построен т.н. “мокрый стол” – место для проявки. Оный должен быть оборудован согласно всем канонам: постоянно промываемое корыто, подготовка воды, включающая в себя систему фильтрации и терморегуляцию, контролируемый слив, оборудованные места для промывки и т.п. В качестве опций – еще бОльший “горизонтальный” фотоувеличитель на рельсах под потолком для больших форматов. Фильтрация воздуха. Светоизоляция… В общем – полный фарш.

В основном, конечно, там все друг сам ковыряется и оборудует. Но есть куча вещей, которую он в одиночку осилить не сможет. Или, по крайней мере, для сольного исполнения они будут в разы тяжелее. Если я приму участие в этом безумии, хотя бы, только по выходным – уже все станет намного проще. Не говоря уже о том, что проект то, действительно, очень интересный, а пейсатель из него тот еще. Я – его единственный шанс, увековечить процесс в буковках и показать другим через свой блог. На том и порешили…

* * *

Собственно, как раз та, часть, которую он уже осилил самостоятельно – участок с фотоувеличителем:

13680017_1010378759061407_5546056337184651787_o

У него нет плана дома на уровне 3D-модели, к сожалению, поэтому придется по-простому… В исходном виде, переоборудываемая комната, это просто квадратное помещение с традиционной просторной кладовкой:

Untitled-1

Вот, кладовка и была отведена под “маленький” фотоувеличитель.

В этой части лаборатории все почти готово. Что-то он там с проводкой еще мудрит. Оно ж надо, чтобы все управлялось не только руками, но и таймерами всякими. То включить, это выключить и т.п. А таймеры – вон, на фото выше, такие олдскульные тикающие штуки с циферблатами. Это вам не ардуину в выключатель впаять. Там целая система…

Это, как я уже сказал, “маленький” фотоувеличитель. “Большой” фотоувеличитель будет совсем отдельной темой, ибо его еще построить надо. И совсем в другом месте. Да, будем с нуля строить фотоувеличитель! Не просто же так, мы с объективами всякими играем:

13723967_1057471544331565_1286671834300295049_o

Да и телескоп, было дело, построили. Фигли, нам, фотоувеличитель, какой-то там соорудить… Но это будет уже “люксовой опцией” и до ее реализации еще не скоро руки дойдут.

Пока же надо поднять инфраструктуру фотолаборатории до минимально функционирующего уровня. Настала пора освоить основные площади помещения. В частности, построить “мокрый стол”. Вот, на этом этапе я и подключился.

* * *

“Мокрый стол” представляет из себя весьма габаритную конструкцию, занимающую всю стену комнаты:

Untitled-2

В сущности, это огромная мелкая раковина в которую постоянно подается вода определенной температуры. В нее устанавливаются кюветы и все такое прочее. Оно призвано поддерживать совершенно определенную и постоянную температуру растворов в кюветах, в ней же осуществляется промывка отпечатков.

Простая, казалось бы задача, но она тянет за собой массу всяких тонкостей конструктивного плана.

Во-первых, подводка воды. Это не может быть простая вода из-под крана. Соответственно – система фильтров и система обратного осмоса. Готовая вода должна иметь автоматически регулируемую температуру. Соответственно – термостат-смеситель. Вдоль корыта нужны дополнительные краны, смесители и лейки… И все это означает вот такеннуую систему труб и агрегатов (и это – упрощенный вариант, учитывающий только основные элементы):

Plumbing

Выход на схеме, обозначенный, как Jobo – отвод на автоматическую проявочную машину. Да, у него и такое водится. Точнее, пока еще не водится, но заведется вот-вот – ждет, когда почта доставит.

Во-вторых, гидроизоляция. Очевидно, что само корыто не должно пропускать воду, кроме, как в сливном отверстии. Все швы, стыки и соединения должны быть надежно обработаны герметиком. Все корыто изнутри должно иметь покрытие, изолирующее воду от элементов конструкции. Тут, у нас спорный момент возник. Я лоббирую тему с эпоксидкой в целом и специальными эпоксидными красками в частности. Друг, ссылаясь на авторитетные источники из интернетов, продвигает идею грунтовок и масляных красок. И у того, и у другого – свой набор плюсов-минусов. Консенсус, на текущий момент, не достигнут.

В-третьих, в этом мега-тазу может плескаться до полутонны воды. Не говоря уже о всяких девайсах, бачках, стоек для промывки и т.п. Т.е. это должна быть весьма устойчивая и прочная, конструкция.

В-четвертых, непосредственно, постройка конструкции. Это тоже проблема. Стол занимает всю ширину комнаты, буквально, от стенки до стенки. С зазорами не превышающими четверть дюйма.

Собрать стол, например, в гараже и потом перетащить в комнату – невозможно (в силу его собственных размеров и конфигурации помещений в доме). Делать модульную конструкцию, которая по частям переносится в комнату – невозможно (в силу вышеописанных требований к гидроизоляции и подводке, по сути своей исключающих любую модульность, при имеющихся материалах, инструментах и возможностях).

Собирать на месте в комнате – единственный выход. Но с ним связана своя куча проблем.

Как любая пространственная конструкция, стол требует доступа к себе со всех сторон для монтажа деталей. Но, в силу его размера, с первых же шагов, вы фактически лишаетесь доступа к нему с торцов. Следовательно, конструкция должна быть очень тщательно проработана на уровне чертежей, чтобы необходимость доступа с торцов была минимальной. А, в идеале, отсутствовала вовсе. То же касается и процедуры сборки. Все буквально должно быть описано по шагам заранее.

Начинаем… Заранее прошу прощение за качество фотографий. На следующую выездную сессию возьму свой боевой фотоаппарат, а в тот раз вынужден был фотографировать на шуруповерт…

Да, это смешно: люди строящие фотолабораторию не потрудились найти нормальный фотоаппарат для документирования процесса. Но, вот, так… Друг, всю документальную часть спихнул на меня, а я свой фотоаппарат дома забыл. А от его “леек”, “хреннеек”, “хасселей, “хренасселей”, “хускварн”, “пинхолов” и я не знаю еще, чем там все эти психи ненормальные пользуются, у меня крышу срывает. Я не понимаю, как ЭТИМ пользоваться… В итоге, пришлось использовать простой дурофон из кармана.

* * *

Все начинается с малого. В нашем случае, “малым” стала врезка в канализацию. Стол же должен куда-то воду сливать… Понятно, что изначально комната не предусматривала никакой сантехники – это просто спальня. Подача в нее воды будет осуществляться по трубам с чердака. Это можно будет делать потом. А, вот, отвод в канализацию был нужен до того, как будет построен стол. Потому,ч то потом будет крайне неудобно что-то, куда-то врезать и выводить.

К счастью, за выбранной стеной комнаты расположены “гостевые” туалет и ванная. Соответственно, были все основания полагать, что где-то в стене проходит дренаж от ванной:

Untitled-3

И к нему можно подключиться из комнаты. Так оно и оказалось. Вон там была найдена сливная труба из ванной:

2016-08-13_002

В нее и врезались аккуратно:

2016-08-13_001

Теперь, имея дренажный ответ, можно было строить стол, который к нему будет подключен.

* * *

Задуманный “мокрый стол”, на уровне чертежей, представляет собой вот такую конструкцию из бруса и фанеры:

Коробка стола подразумевает последующее встраивание специальных приблуд и агрегатов. Например, рамки-сеточки для сушки фотографий, бак от системы обратного осмоса, полочки для всякой мелочи и т.п. Соответственно, все размеры брались не от балды, а с учетом последующей интеграции со всяким нужным в лаборатории шмотом.

Разработанный план действий предписывал собрать сперва нижнюю раму обвязки с настилом:

2016-08-13_003

Брус, шурупы, клей, фанера:

2016-08-13_005

Эту часть конструкции собирать было относительно легко. Ее можно было поднять на козлы и спокойно все скручивать/склеивать. Единственное напрягало – необходимость постоянной игры в лимбо, во время перемещений с одной стороны рамы, на другую. Обойти-то ее невозможно. Она почти сразу стала занимать всю ширину комнаты. Но, так или иначе, мы с нее управились:

2016-08-13_007

Фанерный настил так же клался на клей, но без шурупов. По всему периметру пробивался маленькими гвоздиками пневматическим нэйлером.

Особого внимания дереву не уделялось. Вся конструкция потом пойдет под шпаклевку и покраску. Единственное за чем надо было следить – за точностью и надежностью сборки.

* * *

Следующий этап предписывал установку частокола ножек:

2016-08-14_008

Вот тут уже пришлось покорячится. Самые крайние ножки в передней части должны были фиксироваться с боков. В таком виде, конструкция еще имеет некоторую свободу перемещения в комнате, поэтому управились, как есть. Но был и предусмотрен План Б, согласно которому, мы могли сдвинуть всю коробку до уровня дверного проема, и установить боковую ножку через него. Противоположную… через окно (пришлось бы все поднять на уровень подоконника, но это было вполне реализуемо).

* * *

Верхняя рама собиралась аналогично, после чего была водружена на ножки:

2016-08-14_009

К ножкам она крепится изнутри, поэтому, в данном случае, необходимость доступа с торцов отсутствовала.

2016-08-14_010

Все, пока, идет, как задумывалось. Порадовавшись нашей нечеловеческой прозорливости, предусмотрительности и конструкторскому гению, мы перешли к этапу, на котором верхняя рама должна быть поставлена правильно. Т.е., криво.

Вообще, забавная ситуация. Обычно, такого рода вещи, люди пытаются сделать максимально ровно и горизонтально. Наша же задача была строго обратной: столешница “мокрого стола” не может быть установлена ровно в принципе. Иначе вода не будет в ней течь. В смысле, течь то она будет, конечно – куда ей деваться то… Но, в данном случае, нужна равномерная циркуляция по всей плоскости. Надо, чтобы вода, подаваясь с одного края стола, протекала через весь стол и уходила в дренаж на другом конце. И самый простой способ добиться этого – установить столешницу с неким уклоном.

При этом уклон не должен быть большим. Иначе с него предметы будут уползать. Кюветы, там, всякие и прочее. Уклон должен быть едва заметный. Который только вода “почувствует”.

Применение обычных столярных “пузырьковых” уровней привело к очередной дискуссии, закончившейся у экрана компьютера перед формулами расчета стороны треугольника, по имеющемуся градусу угла и длинны одной из сторон. Покулупав немного начала тригонометрии, вспомнили и обсудили былые (несомненно, более светлые) юные годы, проведенные за косинусами и тангенсами. После чего пришли к расчетному выводу, согласно которому, обычный “пузырьковый” столярный уровень оказался совершенно непригоден для нашей задачи, по причине его недостаточной чувствительности и точности.

Пришлось прибегнуть к волшебству строительных технологий XXI века. Самостабилизирующийся лазерный уровень в момент указал нам чего куда и насколько надо опустить, чтобы вода текла куда надо:

2016-08-14_011

Пока на этом процесс приостановлен. Следующий этап подразумевает настилку фанеры на столешницу и установку бортиков. С последующей герметизацией всего и вся. Это будет довольно трудоемкая задача, которая потребует времени, а эти выходные подошли к концу.

Продолжение читайте тут