Реставрация столешниц
Наступил очередной ключевой этап текущего Ремонта в доме. В смысле, это по хронологии блога он наступил. Для меня то, в реальной жизни, этот этап уже завершился… Было много геммора, но результат того стоил! Ведь кухонные столешницы, не просто элемент декора для которого достаточно цвет выбрать поприкольнее. Прежде всего, кухонная столешница – рабочая поверхность. Типа верстака. Только для женских людей. К ней предъявляется ряд совершенно конкретных технических требований. Тут и влагостойкость (водой полили), сопротивление механическим нагрузкам (поставили тяжелую сковородку или самовар), износоустойчивость (лень было доставать доску, порезали хлеб прямо так) и т.п.
Даже не буду уже предупреждать о размере поста. Все и так понятно…
* * *
Вводная часть… Знаю, многие считают её скучной и не читают, но не могу с этим ничего поделать. Привык все излагать последовательно.
Прежде всего мы прогуляли калькулятор по нескольким строительным магазинам и послушали его мнения насчет предлагаемых решений. Дофига всего и разного, но все это можно объединить в три группы:
- Полная замена столешниц на новые (ДСП или толстая фанера с декоративно-защитным покрытием)
- Замена только ламинации (термоклейкая)
- Реставрация с помощью различных покрасочных технологий
Калькулятор сказал, что ценовая разница между первым и третьим пунктом – незначительна. Самый дешевый вариант – второй. Почти вдвое.
Казалось бы, выбор очевиден. Оторвать старую ламинацию (благо, что кое-где она и сама отвалилась уже), купить новую и присобачить ее на те же столешницы. Однако, на тот момент мы имели уже совершенно четкое представление, какой мы хотим видеть свою кухню. И тут, в отличие от нашего московского ремонта, мы были решительно настроены на подбор материалов под идею, а не наоборот. В конце-концов, живем в оплоте мирового капитализьма, где есть абсолютно все на любой самый извращенный вкус… Ну, нам так рассказывали…
Так, вот, во всем многообразии предлагаемой ламинации не нашлось решительно ничего, чтобы совпадало с тем, что мы хотим. Мы прошерстили два основных больших строительных магазина, плюс, порылись в интернетах на предмет каких мелких продавцов окрест – все предлагают не то, что мы хотели… Но самый главный минус – к термоклейкой ламинации просто душа не лежала. У нас такая была в Москве, такая была и здесь, сам принцип её “устройства” довольно убог и недолговечен. Поставишь чего горячее – идет пузырями, влагоустойчивость тоже так себе, вечно забивающиеся грязью неизбежные швы и т.п…
Дешевый вариант отпадает. Остаются два.
Самым правильным из них было бы выбрать полную замену столешниц с нанесенным заводским способом “обливным” декоративно-защитным покрытием. Это зашибись и на веки вечные! Самое правильное, что могло бы быть. Но жизнь, беспощадная сука, подкинула нам препятствие в виде почти полной невозможности снять старые столешницы, не разворотив при этом кухонные тумбы.
О, не сомневайтесь, я попробовал это сделать на самой маленькой и незаметной тумбочке – столешница потянула за собой рейки коробки тумбы и половину гипсокартонной стены при ней. Ибо жидкие гвозди при неуместном их применении строителями-мексиканцами – Зло Во Плоти. Не стал настаивать, закачал обратно в лопнувшую рейку коробки порцию новых жидких гвоздей и оставил, как было… Ну, нафиг! Дороже выйдет. Даже если я и найду тех горе-строителей, повыдергаю им руки из задниц и посажу куда надо на их любимые жидкие гвозди – это ничего уже не изменит. Менять еще и кухонные тумбы – не потянем. По самым оптимистичным подсчетам, это встало бы в около 1800 долларов без отделки. Только кухонные тумбы и шкафы “нейтрального” цвета под покраску и лак. Последующая отделка прибавит еще приблизительно столько же к стоимости мебели.
К счастью, в оплоте капитализьма у вас всегда есть альтернативы. Путем исключения мы пришли к последнему оставшемуся варианту – покраска. Дополнительным плюсом такому методу стало то, что я никогда в своей жизни не делал ничего подобного. Столешницы резал, ламинацию утюжил, а, вот, чтобы красить – никогда. Голоса в голове настойчиво говорили: “попробуй, попробуй, это верняк, точно тебе говорим, самое время поучиться новым трюкам, не слушай никого, возьми кухонный нож и… (дальше что-то про превосходство одних людей над другими)”…
Однако, столешница – не забор. Под простым словом “покраска” для нее понимается весьма непростой многоступенчатый процесс. О нем и поведаю. Для себя мы обозвали это “реставрацией”. Оно было бы “заменой”, если бы мы меняли столешницы целиком. “Рементом” это можно было бы назвать, в случае замены ламинации на имеющихся столешницах. А так – именно “реставрация”.
* * *
Начал я с радолбайства кухонных стен. Вот так, внезапно и неожиданно. Проблема была в плитке. Она шла не только по внутреннему периметру стойки, но и по всем стенам кухни:
Поскольку плитку мы все равно собирались менять, то логичнее было бы потом класть её при уже реставрированных столешницах, чем заниматься покраской оных стараясь не перепачкать новую плитку (стол накрыть и защитить проще, чем плитку на стене).
Как я уже писал – нет в природе способа снять с гипсокартона плитку, не раздолбав все в хлам:
С аналогичной проблемой я уже столкнулся во время восстановления барной стойки. Решение было тем же самым. Аккуратно вычищаю порушенные части гипсокартона:
Отчетливо видны мешки с теплоизоляцией внутри внешних стен дома:
После зачистки ставятся заплатки из нового гипсокартона:
Проблемой стала ниша для микроволновки. Видите, поверху там не случилось ни одной несущей перекладины из бруса:
До сего момента, микроволновка вполне надежно висела на анкерах прямо в гипсокартоне. Но сейчас у меня тут будет заплатка. Не сплошной лист. Анкеры разворотят заплатку на ура. Так не пойдет. Надо добавить в несущую коробку стены поперечные балки в этом месте, к которым и будет потом прикручиваться микроволновка.
Три проема. Центральный – самый простой. Балка в распор и все дела. В левый проем тоже можно поставить такую же поперечную балку – вертикальная стойка в пределах досягаемости:
А, вот, правый проем – беда. Ближайшая балка сильно недосягаема через образовавшийся проем. Где-то позади навесных шкафов и нетронутых участков гипсокартона.
Для такой ситуации я применил следующее решение. Сперва выпилил балку на одну восьмую дюйма большей длины чем нужно и руками поставил её вот так там внутри:
Потом подтянул её с того края, который был недоступен для прямого контакта:
Использовал для этого стропы с блоками, прикрепленными к этой самой перекладине и балке в противоположной стене дома:
Потом подтянул второй край балки:
Для этой операции я вкрутил в перекладину мощный шуруп и потянул за него гвоздодерной частью молотка:
Фиксирую перекладину на доступном отрезке шурупами к вертикальной балке и все. Поскольку перекладина чуть длиннее проема, то она там враспор встала так, что теперь не только какую-то там микроволновку выдержит – слона можно повесить!
Ну и закрывающая все это гипсокартонная заплатка. Стены восстановлены:
Плитка убрана, стены восстановлены, теперь можно заняться покраской столешниц.
* * *
Из множества покрасочных решений было выбрано то, которое предлагает компания под названием “Rust-Oleum”. Во-первых, потому, что мне уже давно нравятся их обычные краски и лаки. Очень качественные и долговечные. Во-вторых, в отличие от прочих производителей, они предлагают не какое-то покрытие в банках, а прямо дают полностью готовые киты со всем необходимым. Не только для столешниц. Для реставрации шкафов, плитки, пола и т.п. Интересующиеся могут полюбопытствовать.
Кит для реставрации столешницы выглядит как-то так (если из коробки все достать):
Блоки для зашкуривания (обычный и алмазный), банка с основой для покрытия, специальная крошка-наполнитель, двухкомпонентный состав для защитного слоя, шпатель, механический диспенсер для крошки (чтобы равномерно её наносить, а не “сеять” рууами как попало), даже палочки для размешивания составов в банках. Отдельно пришлось докупить только валики (тряпочный и поролоновый), две кисточки и ванночки для краски. Прямо на коробке очень ярко на видном месте было указано, какие именно вещи нужны дополнительно (с указанием даже конкретного типа и ширины валиков/кисточек). Избавляет от необходимости неожиданных возвращений в магазин… Прекрасный набор! Очень рекомендую.
Ах, да… Подробный мануал с описанием действий, в сопровождении DVD с наглядной демонстрацией процесса. Накриворучить с таким набором – очень придется постараться.
* * *
Шаг первый. Подготовка столешниц.
Сперва их надо тщательно отмыть простой тряпкой с подходящим моющим средством:
Ай, какие столешницы! Никогда такими чистыми не были 🙂
* * *
Шаг второй. Зашкуривание.
Всю поверхность рекомендуется зачистить китовым брусом с обычной шкуркой. Это здорово, конечно, но основную работу я проделал шлифмашинкой. А китовым бруском навел просто последний лоск вручную:
Все проще, чем руками хреначить с нуля. Тем более, когда есть подходящий инструмент. Но, тем не менее, предпологается, что и полностью вручную вы управиться тоже можете. Просто времени больше займет.
Кроме тупой зачистки, нужно так же убрать всякие перепады высот на швах старой ламинации:
Тут уже можно приступать к следующему этапу, но я решил лично от себя добавить еще один. Протирку спиртом:
Никогда не бывает лишним обезжирить то, что собираетесь красить чем бы то ни было…
* * *
Шаг третий. Настал черед укутать мебель в целлофан. Очень важно при этом напевать правильный мотив! В таком настроении довольно унылый сам по себе процесс обретает определенную пикантность 🙂
Использовались распоротые большие мешки для труп… для мусора и малярный скотч.
* * *
Шаг четвертый. Нанесение основы.
Это такая темная густая субстанция. Консистенции типа, как у сгущённого молока. Пахнет какао… На вкус – не какао! Будьте бдительны, не дайте себя обмануть!
Фотографий этого этапа у меня нет. Потому, что надо все делать очень быстро. У вас есть всего двадцать минут с момента первого мазка кистью до начала следующего этапа. За это время нужно успеть покрыть составом все столешницы, проверить, чтобы не было пропусков и сквозь основу нигде не проглядывает старое покрытие. Мне понадобилось три захода для завершения этой операции. И сразу же:
* * *
Шаг пятый. Засыпка крошкой-наполнителем.
Крошка сыпется из пакетиков в специальный диспенсер из которого рассеивается густым слоем по всем поверхностям покрытым основой:
Диспенсер, это такое корытце с вращающейся ручкой. Работает так же, как “посыпатели песка” на автодорогах. Уверен, сто раз видели такие большие машины зимой из которых сзади лупит соль, песок и “коктейль лужкова” прямо в вашу машину.
Нужно все посыпать толстым слоем. Вам даже будет казаться, что верхние частички лежат просто так, не связанные с нижним слоем, пропитанным основой:
Но это не так. Точнее оно так в самом начале. Но после засыпки у вас есть двеннадцатичасовая пауза. За это время основа пропитает практически весь слой насыпанной крошки.
* * *
Шаг шестой. Шлифовка крошки.
Через двенадцать часов, по образовавшейся поверхности следует слегка пошкрябать пластиковым шпателем. К удивлению своему вы обнаружите, что неприклеевшихся частичек совсем мало. Весь толстый слой крошки надежно связан основой.
Теперь это все надо отшлифовать. На этот раз алмазным блоком. Впрочем, я опять упростил себе жизнь, пройдясь по поверхностям шлифмашинкой и только потом уж ручками шмурыгал алмазкой:
В итоге должно получиться как-то так:
Без вспышки:
Чтобы вы не ломали голову когда надо остановиться, в наборе вам дают специальный пробник для ощупывания:
Щупаете пробник, щупаете то, что вышло у вас. Если чувствуете разницу – продолжайте шлифовать.
Всю образовавшуюся после шлифовки пыль надо тщательно удалить. Еще тщательнее! И, на всякий случай, еще раз тряпочкой после этого. И спиртом. И еще раз тряпочкой.
* * *
Шаг седьмой. Нанесение защитного слоя.
Для приготовления состава надо смешать содержимое двух баночек – основа и активатор (затвердитель). По консистенции и, самое главное, запаху, я сильно подозреваю, что этот хитрый патентованный фирменный состав ничто иное, как обычная прозрачная эпоксидка. Но кто их там разберет…
Потом все это равномерно распределяется валиком по поверхностям:
Вблизи выходит как-то так:
В таком виде оно останется навсегда.
Двое суток на все это нельзя даже дышать. Потом можно продолжить дышать, но полной проектной несокрушимости столешница достигнет только через неделю.
Время покажет, как всегда… Посмотрим, насколько оно то самое на длительном промежутке времени. Если сам забуду, напомните мне через пару лет написать, как это покрытие себя зарекомендовало.
* * *
Вот так, если вкратце, мы и отреставрировали столешницы. Цвет для них был тщательно избран посредством интернетов и последующих проб (в магазинах нахаляву лежат кусочки деревяшек обработанные разными покрытиями). Цвет называется Java Stone.
Вот тут, ниже, я спер с сайта производителя два фильма. Первый, вкратце за пару минут описывает то, о чем я писал выше:
Второй фильм – более подробный. Там уже все рассказано в мельчайших деталях. Кому не жалко четверти часа своей жизни, можете посмотреть полную версию фильма со всеми мыслимыми подробностями.
То же самое все было и на DVD, прилагаемом к комплекту.
Сам офигел от результата, чего уж… И до сих пор фигею. Подхожу, щупаю, не верю… Нравится! 🙂
Продолжение читайте тут…
Комментарии:
> Только для женских людей
Нудащаз :-). Относить готовку к женским занятиям — это невежественный пережиток советской эпохи!
А я – твердоголовый ретроград, шовинист, а еще и расист, как выяснилось! Уж какой есть, извините… Зато я красивый! 🙂
И умный….:-)))
А главное, умелый.
Надо сказать, я ожидал, что оно будет практически зеркально гладким, а оказывается, оно слегка волнистое. Я не говорю, что это плохо, просто ожидал другого…
Угу. Зеркальность – плохо. Капли, пыль, вот это все… Оно требовало бы слишком тщательного ухода.
И еще на ощупь оно такое… Не знаю, как адекватно описать… Мы щупали в магазине финальные, окончательно затвердевшие образцы. И оно такое… Как твердый-претвердый… Даже, не резина. Скорее – каучук. Вроде и не сказать, что податливое, но и не жестко твердое. Т.е. тактильное ощущение не “стеклоподобное”, а какое-то “теплое”. Как обрезиненая поверхность стальной детали хорошего станка. До какого-то момента (несколько микрон) – мягкое, а потом – несокрушимая твердость. Это так же стало одним из решающим факторов в выборе. Очень приятное на ощупь.
Перечитал свой коммент на трезвую голову… Надо бы это отправить на конкурс порнорассказов. Приз каконть выиграю… Лучше, правда, не представлять какой…:-)
А горячую кастрюлю на это ставить можно?
Можно. В пределах разумного. Ни на какую столешницу нельзя ставить слишком горячую кастрюлю. Если только столешница не из цельной натуральной каменной глыбы.
Каковы пределы разумного? У меня не каменная столешница. Внутри всякая древесно-стружечная хрень, как положено, а сверху что-то типа ламината. Но я ставлю на нее и кастрюли прямо с газа, и противни прямо из духовки. За двадцать лет активного юзанья (включая, естественно, резку без доски) только лишь слегка поматовела от царапин.
Но как понимаешь, эта столешница была изготовлена еще до всеобщего претворения в жизнь законов капроэкономики.
Ну, мы как-то с самого начала не приучены бухать кастрюли и сковородки на стол прямо из плиты. Всегда используем подставочки. Поэтому под “пределами разумного” я подразумеваю нечто такого, вот, плана…
А липло долго,комары не налипли на поверхность?
Вечером красил, на утро уже не липнет. За этот промежуток времени ничего не налипло…
А как с боков посыпать крошкой?
Тем же диспенсером. Он “выстреливает” крошку с достаточной силой, чтобы она впечатывалась в нанесенную по торцам основу. Там, конечно, не получается такого густого слоя крошки, как на горизонтальных поверхностях, но оно там только для декорации, по большей части.
Друг, до селе только читал. Решил зарегиться и написать. Будь БДИТЕЛЕН, Эбоксидка потенциальный ЯД. Круто если ошибаюсь. Компоненты молекула в молекулу должны быть, иначе отрава (сам не пробовал, в быту собрался применить – всплыло и похерил).
Тут следует учитывать местные реалии. Потенциально ядовитый состав тут просто не допустили бы к продаже. В потребительском секторе тут просто все помешаны на безопасности и экологичности. Эти киты я вижу в продаже на протяжении трех лет, как минимум. Было бы с ними что не так, хай стоял бы на все суды… То, что запах мне показался “знакомым с детства”, так я ж не детектор цифровой, могу и ошибаться 🙂
Не уверен кому именно ответить, скорее так, в диалог вклиниться. Потенциально яд практически все – выделяют формальдегид и осб, и дсп , и двп, и мдф, однако я сомневаюсь что все дружно после того как это прочитали побежали выкидывать из дома мебель из вышеуказанных материалов. Так что правы тут оба в чем то – с одной стороны, оно конечно яд(потенциально), но с другой стороны производители (тем более что это фирменный продукт и все такое) эмиссию наверняка померили и установили что она ниже ПДК, или что у вас там вместо него. В РФ, по данным той же вики, все хуже и дсп производят не влазящую в пдк в десятки раз, и ничего, все как-то живы-здоровы с мебелью из той самой ядовитой ДСП. Я некоторое время работал в общепите и насмотрелся там такого, что уверен – это все паникерство по поводу “там содержится яд, а там – бактерии”. По теме – шикарное покрытие, гораздо круче самоклеек всяких(ну в смысле ламинаций, или как они там называются), заинтригован сроком службы ну и прочим(как моется, как держит царапины, в общем каковы летные характеристики).
>>Если сам забуду, напомните мне через пару лет написать, как это покрытие себя зарекомендовало.
Пары лет еще не прошло, но три месяца минуло – как оно?
Да, зашибись, вроде. Никаких повреждений не фиксируется. Оно стало чуть более матовым, но, думаю, если натереть какой волшебной жижей по уходу за столешницами, опять заблестит, как новенькая…
Как насчёт состояния через год?
Практически без изменений. Немного блеск потеряла, но достаточно протереть средством по уходу за мебелью и все снова, как новое.