04. Экран
Понажимав кнопки, взвесив и уместив устройство в руке, пора переходить к его главной запчасти – экрану. Традиционно, тема экранов в электронных книгах – самая животрепещущая и спорная. Никакого универсального объективного мнения тут быть не может. Глаза у всех разные, требования к экранам, тоже у всех разные. Кому-то хорошо, кому-то плохо. Можно лишь в каких-то экстримально крайних случаях определять экран, как “плохой” или как “хороший”. Это я все пишу для того, чтобы, как-бы, подготовить читетелей к тому, что далее я буду излагать свой субъективный взгляд на экран PRS-700. Возможно, этот взгляд кому-то покажется неверным. В любом случае, свое мнение (хоть какое-то) можно будет сформировать по фотографиям.
Безусловно, уже пора забыть такие извраты технической мысли, как черные буквы на зеленом или синем фоне. Оглядываться на это уже смысла нет. Будем смотреть на экран с современной колокольни. И в этом плане общих ощущений – экран у PRS-700 вполне соответствует некому универсальному представлению о “нормальном” вроде бы. Если не начинать его с чем-то сравнивать, так и вовсе можно сказать, что он хороий. Увы, это если не сравнивать…
Прежде чем начну с чем-то сравнивать, для тех кто не в курсе, следует упомянуть, что разработчики PRS-700 предложили нам теперь подсветку и экран в одном флаконе. Если для PRS-505, в силу особенности технологии eInk, приходится использовать различные навесные светильники или специальные обложки, то в случае с PRS-700 нам этого ничего уже не нужно. Подсветку (а точнее надсветку) производитель встроил уже сразу в сам экран. Есть и еще один ключевой момент. Вместе с подсветкой, в PRS-700 встроили и сенсорную поверхность на экран. Т.е., если интерфейс предшественника был построен исключительно на кнопках, то тут мы уже получаем возможность управлять устройством тыкая пальцем или стилусом прямо в экран. Как это было сто лет назад у REB1100 или как к этому привыкли пользователи различных КПК и смартфонов. И все это, безусловно, не могло не повлиять на качество показа букв для пользователя.
Итак, имеем в одном флаконе сам экран, подсветку и тачскрин. Рассматривать все это придется в комплексе. Начнем с того, что сравним экран PRS-700 с обычной бумагой из принтера:
Как и раньше, в обзорах по другим аналогичным устройствам, вынужден обратить внимание, на то, что классические бумажные книги печатаются на далеко не белой бумаге. Чаще всего бумага тонирована в сторону бежевого цвета, в той или иной степени. Нам, для длительного чтения, комфортнее читать именно так. Поэтому, вот, например, что из себя представляет экран PRS-700 в сравнении с обычной книгой:
Видно, что, если по “тонировке бумаги” экран ридера и являет собой нечто весьма осмысленное, то в плане контраста текста – экран устройства подкачал. Сказывается наличие целого бутерброда из стекла и сенсорного экрана, наложенного поверх eInk-дисплея. Контраст этого конечного бутерброда, с которым придется иметь дело пользователю – существенно хуже, чем у предшественника – PRS-505. Смотрите сами:
Вот так они все вчетвером относительно друг-друга выглядят (обычная книга, лист бумаги из принтера, PRS-505 и PRS-700):
К бедам с контрастностью добавились блики экрана. Он готов отражать в себе буквально все, что есть вокруг. На фотографиях выше, на экране PRS-700 видны все эти разнозветные разводы – это отражение окружающей среды на стекле экрана. Как можно заметить на тех же фотографиях, PRS-505 несравненно меньше подвержен этой напасти.
Пока сам все это разглядывал и сравнивал, не отпускало чувство, что все это я уже проходил. И так оно и было. Более позднее устройство REB1100 точно так же отличалось по своим экранным качествам от своей предшественницы “Rocket eBook” (“ракета” слева, REB справа):
Но там совсем другая история была. В REB запихнули заведомо другой, более дешевый экран, нежели у исходной “ракеты”. Отсюда и пошла беда – попытались удешевить производство. Но в случае с PRS-505 и PRS-700, сами экраны – абсолютно одинаковы! Т.е. для обоих устройств используется один и тот же eInk-дисплей. А потерю в качестве у PRS-700 дает стекло и сенсор, которые навесили поверх дисплея, чтобы реализовать встроенную подсветку и тачскрин. Стоят ли они того? Насчет подсветки – еще можно поспорить. Но уж тачскрин точно того не стоил. Имея великолепное управление в PRS-505 без всякого тачскрина, такая потеря качества ради него – исключительно обидна для PRS-700.
Товарищи из зала подсказывают… Aleph: “Просто Sony пожлобилась на тачскрине, поставили экраны изготовленные по старой технологии, тн resistance, которые пропускают меньше 82%. Если бы применили тачскрин по технологии capacitive, который пропускает больше 92%, было бы намного лучше и, при больших объемах, не намного дороже.“
Феньки, которые дает тачскрин, я опишу в следующей статье, наряду с прочим управлением происходящего на экране, а в рамках этой статьи имеет смысл посмотреть еще подсветку.
Встроенная подсветка в PRS-700 имеет три режима: совсем выключена, светит более-менее и светит на всю катушку, как может. Выглядит это так:
Если сравнивать эту встроенную подсветку в PRS-700 с той, которую обеспечивает специальная обложка к PRS-505, то получается, как-то вот так (PRS-505 в обложке с подсветкой слева, PRS-700 с включенной подсветкой – справа):
Т.е., если я до этого ругал обложку 505-й за некоторую неравномерность (она хорошо заметна в левой части экрана устройства), то в семисотке – вообще караул. На ее фоне, обложка с подсветкой для 505-й модели выглядит чуть ли не эталоном комфорта и равномерности. Последний раз такой кошмар я видел в 80-х на часах “Электроника”. Чего пытались уловить соневцы с такой подсветкой в начале 21-го века – тайна есть велика.
Лично для себя я сделал вывод, что ни тачскрин, ни такая убогая подсветка, не стоили тех потерь в качестве отображения текстов (не говоря уже о том, что семисотка со всеми этими прибамбасами еще и дороже по стоимости). Как электронное устройство для чтнения книг, PRS-700 с таким вот безобразием в части экрана и в подметки не годится своей предшественнице. Говно полное! Это мое мнение. Есть еще и общественное мнение, что “505-я с собой в дорогу днем, а 700-я – дома ночью на диване”. Возможно и так. Но по мне так, я лучше какие светильники навесные буду “ночью на диване” использовать, чем таким, вот, ужасом глаза себе ломать.
Если взглянуть на все это с менее эмоциональной точки зрения и быть немного более объективным, то можно в качестве вывода постановить следующее: семисотка вам подойдет в том случае, если основную часть времени вы проводите с ней в сумраке (и не хотите оттуда выходить). Когда нет возможности обеспечить себе внешние источники освещения, а варианты с обложками и навесными светильниками неприемлемы с точки зрения габаритов и транспортировки.