Бродя, как-то, по одному из супермаркетов, наткнулись на отдел, где продавались всякие извращения иноземные. Среди прочего – ароматические палочки. Ну, знаете, такие фиговины, похожие на бенгальский огонь, но только не искрят, а тлеют, когда их поджигаешь. Вкусно пахнут, феньшуй и все в таком духе. Встречаются в диком многообразии везде. Помню, что и в Москве они мне систематически попадались в нашем подворотном универмаге.

* * *

В общем, подхватил я в магазине пачечку этой дури, чтобы вспомнить былые годы, ом мани падме хум и все такое:

Дома выяснилось, что все не так просто с этими штуками… А кто бы сомневался! Когда-то, давно-давно, у нас для них дома водилась такая специальная пепельница-коробочка очень удобная. Заправляешь в нее ароматическую палочку, раскуриваешь,  коробочку закрываешь – все. Палочка там внутри тлеет, дым сквозь дырочки выходит, пепел остается в коробочке… Зашибись, ага!

Как-то, вот так она выглядела:

Только наша была попроще. Без всякой инкрустации, да и дырки в крышке были не в виде узора, а просто ровными рядами. Но, не суть…

Т.к. мы не являемся концептуальными потребителями феньшуёв, то эта коробочка не стала каким-то важным предметом нашего быта. Со временем её как-то всю перекорежило, она перестала нормально закрываться, а потом так и вовсе у нее крышка рассохлась, лопнула и развалилась. За сим, коробочка была выкинута к феньшуям собачьим и забыта вместе со связанной с ней темой…

* * *

Соответственно, вот, прямо сейчас встала проблема – в чем купленные ароматизированные палочки палить? Коробки то уже много лет, как нет. Да и забыл я про это ваще… Не, ну можно взять кусок доски и выстругать из нее “лыжу”, типа такой:

А то и вовсе просто взять жвачку и прилепить ею ароматическую палочку к блюдцу какому.

Но душа требовала эстетизьму! Феньшуй, медитация, рожь, вот это всё… Она (душа) еще помнила ту коробочку, что была у нас когда-то. Пока та коробочка не развалилась, то была куда симпатичнее любой “лыжи” или блюдца с жвачкой. Не говоря уже о том, что пепел из нее не разносило на пол стола, даже если в ней подряд всю пачку палочек спалить.

Решено – делаем коробочку для ароматических палочек!

* * *

Постановка задачи:

  • Быстро. В идеале – пара часов, максимум – один вечер.
  • Дешево. Из того, что под рукой в загашнике.
  • Красиво. Душа, значит, хочет эстетизьму, вы посмотрите на нее! Ну, ладно… Пускай подавится…

Быстро прошуршав по загашнику, стало понятно, что задача вполне выполнима. Уж обрезков деревяшек у меня по углам гаража – не счесть. Обычно всегда проблемы с фурнитурой возникают. Но в этот раз все обошлось. Еще со времен изготовления самой бесполезной машины, в загашнике осело некоторое количество красивых маленьких петелек для шкатулки, какие-то золотистые замочки, непонятно зачем тогда купленные, всякие золотые гвоздики/шурупчики и прочая декоративная мелочь. ОК. Все, что нужно – есть.

* * *

Поехали! Прям, как есть – сходу. Без чертежей, эскизов и прочего. Все размеры – на глаз, внешний вид – в воображении. Иногда, бывает интересно, вот так, без предварительной разрисовки, что-то сделать. Повинуясь импульсу.

Находим подходящий кусок доски из красного дуба, например. И подрезаем его так, чтобы он стал чуть длиннее, чем ароматическая палочка:

На фрезеровочном столе, на торцах полученного фрагмента, делаем полукруглые выточки. Вот такие:

Чтобы они были одинаковые по длине, на столе достаточно установить специальные упоры. Их вот тут видно – треугольные такие:

Прям, без затей, доску между ними бахаешь, вжик-вжик пару раз от упора до упора – все готово:

Возвращаемся к циркулярке. Отпупыриваем небольшую полоску, которая включает в себя сделанную выточку. Причем так, чтобы оставался еще небольшой бортик:

Прекрасно… Повторяем операцию на другой стороне доски. В итоге, получаем две планки с выточками, которые, если их сложить – ТАДАМ!!! – формируют половину нужной нам шкатулки:

Конечно, у нас еще остался изрядный кусок все той же исходной доски. Мы ж только по краям от нее немного оттяпали. повторяем процедуру с остатком. Делаем выточки:

Отпиливаем очередную пару планок и вот у нас уже две половинки шкатулки:

Клеим их:

Да, сделать шкатулку за пару часов не получится. Как минимум, придется хотя бы час подождать, пока клей не схватится.

Возможно, возникнет логичный вопрос – а зачем так корячиться? Почему бы не взять просто две половинки и полукруглой фрезой выбрать в них выточки? Зачем составлять из четвертинок? Объясняю: красный дуб. Ключевое слово – дуб. Очень твердый и очень тяжелый в обработке материал. Фреза (которая мотор) у меня хоть и мощная, но не промышленный экземпляр. У нее есть некий предел мощности. И такая древесина, как дуб – как раз гуляет по этому пределу. А фреза (которая резец) – тупая вхлам. Уже давно надо купить новую, но все забываю. Выточка достаточно глубокая. Пол дюйма в дубе – не хухры-мухры… При таком сочетании факторов, если попытаться все сделать сразу, то станок скорее всего раздерет деревяшку в клочья. Будет криво, грубо… кстати, и опасно для здоровья. Дуб оно берет на пределе мощности – да. Но, заверяю вас, палец отфрезерует без малейшего напряга – даже звук у мотора не изменится. Поэтому, так.

Возможно, возникнет другой логичный вопрос – а зачем дуб? Объясняю: потому, что кусок дубовой доски мне попался под руку первым. Но не только поэтому. Я помню еще, как перекрутило и укукожило ту нашу старую коробочку. Ароматическая палочка выделяет изрядное количество тепла. А дым от нее, конденсирует с внутренней стороны крышки изрядно влаги. Та старая шкатулка была сделана из какого-то дешевого, тонкого и пористого дерева. Оно просто не выдержало частых перепадов температур в сочетании с конденсатом. А дуб – неубиваемая в этом смысле древесина. Уж если кто и вынесет без последствий такой режим работы – это он. Впитываемость у него почти нулевая. Хоть какой конденсат на нем осаждай. Перепады температур – ха! Попробуй прогрей! Паяльная лампа понадобится…

Ну, вот… Полученные, наконец, половинки обрабатываем шлифмашинкой. Снимаем выступивший из швов клей, снимаем всякие случайные ступеньки между планками и все такое. Первичная черновая шлифовка:

Устранив всякие нежелательные перепады высот, возвращаемся к фрезеровочному столу и обрабатываем внешние углы полученных половинок шкатулки:

Я их просто сделал полукруглыми. Т.е. взял фрезу, “зеркальную” той, что использовалась для изготовления выточек в начальных планках.

При помощи стамесочки и надфиля, делаем пазы, куда лягут поворотные узлы петель:

Размечаем/засверливаем:

Ставим золотые петельки на золотых шурупчиках:

Проверяем работоспособность:

О чем мы забыли? Правильно – о торцах. Только мы про них не забыли! Мы их специально не трогали, пока вся коробочка не соберется:

Теперь, когда половинки шкатулки собраны, мы уже на сто сорок шесть процентов уверены, что они никуда не разойдутся. Только теперь мы их сразу все вместе и подрежем, получив идеальное совпадение без всяких “ступенек”, зазоров и прочих гадостей:

Вот теперь можно брать “барабанчик” для дремеля, ручную шкурку и доводить все поверхности шкатулки до идеального состояния:

Обычно, это самый занудливый этап работ. Но он необходим. Проявив некоторое упорство и терпение, за каких-нибудь пол часа, получаем весьма симпатичное и приятное на ощупь изделие:

Это еще не все, конечно!

Сверлим так:

Если вы думаете, что такая дырочка великовата для ароматической палочки, то вы правы. А все потому, что это дырочка не для палочки. Точнее, для палочки, но не для ароматической.

Эта дырочка по размеру в точности соответствует деревянному прутку, в котором как раз и делается дырочка для палочки:

Приклеив деревянный брусок к одной из створок шкатулки, мы в итоге получим такую конструкцию:

Т.о. мы добиваемся того, что: во-первых, ароматическая палочка всегда будет расположена вдоль центральной оси внутреннего объема шкатулки; во-вторых, она так будет надежно зафиксирована не только во время горения при закрытой крышке, но и во время разжигания при открытой крышке.

С наружной стороны шкатулки, деревянный пруток-вкладочка клеится с небольшим выступом:

Потом, выступающая часть сошлифовывается в ноль и перестает выделяться на общем фоне плоскости. Забыл сделать фото этого этапа, простите. Идея, уверен, понятна и без того.

Теперь – украшательство!

Выжигательный аппарат:

В центре каждого выжженного пятна сверлится отверстие диаметром, не выходящее за пределы этого пятна. При помощи выжигательного аппарата, внутренние стенки отверстий приводятся к общему с выжженным пятном виду:

С внутренней стороны получается как-то так:

У меня возникли некоторые сомнения в размере и количестве отверстий. Ну, вдруг их слишком мало для циркуляции кислорода внутри шкатулки? Без кислорода, ясен пень, никакая ароматическая палочка тлеть не будет, хоть как её там вставляй…

Пришлось провести промежуточные полевые испытания:

Испытания завершились успешно. Палочка благополучно отработала полный цикл, не затухнув при этом:

Осталось навести последний марафет. Морилка:

И… Пришлось тормознуть. Морилка в загашнике нашлась старая-престарая! Еще та, которой я чуть ли не два года назад покрывал подставку для трубок. Там и оставалось то всего пара капель – все жаба давила выбросить остатки. И, похоже, эти последние капли уже растеряли какие-то свои ценные свойства. Напрочь отказалась быстро сохнуть. Обычно, такая морилка впитывается в древесину очень быстро (в дуб – просто быстро) и минут через двадцать уже можно работать дальше. А тут, блин, ну не сохнет и не впитывается, хоть ты тресни. Все равно, что чугунную чушку акварелью мазать 🙁

Так, что не получилось сделать шкатулку за один вечер. Пришлось ждать почти сутки… Вообще, вот этой морилкой я все испортил. Надо в следующий раз смотреть срок годности на банке…

Ну, так или иначе, высохло оно худо-бедно. Наносим последние удары – замочки:

И замысловатые самоклеющиеся узоры на свободные участки шкатулки. В результате, стиль оформления вышел скорее африканский, нежели восточный:

Когда я говорил выше, что этой старой просроченной морилкой почти запорол все на свете, то имел в виду вовсе не то, что морилка сохла на дереве почти сутки. Хотя, это, само по себе, конечно, нонсенс. Хуже другое, как вы уже наверное заметили…

Дым от ароматических палочек, несет в себе какие-то потусторонние вещества. В сочетании с невысокой, но все же выше обычного, температурой, эти вещества выцветили морилку вокруг отверстий в крышке:

И это неприятно. Почти уверен, что будь морилка нормальной, впитайся она, как положено, в древесину – этого бы не произошло.

Конечно, можно сказать, что “так стало, даже, интереснее и более самобытно“, но это будет притянутым за уши утешательством.  Это так не задумывалось и это не должно было быть так. Увы, не все мои затеи заканчиваются всесокрушающим успехом по всем пунктам. Случаются и такие, вот, косяки 🙁

Да… Напоследок. Еще была из скрепки изготовлена специальная прилада:

С её необходимостью я столкнулся еще на той старой коробочке заводского производства. Дело в том, что ароматические палочки, хоть и одинаковы более-менее по длине, могут сильно различаться по толщине черенка. И приходится делать отверстие исходя из максимальной его величины. Однако, когда в такое отверстие втыкается палочка с тонким черенком, она там начинает свободно болтаться. Обычно это выливается в то, что своим тлеющим кончиком, она упирается в деревянное дно пепельницы, оставляя на нем некрасивые следы. Чтобы этого не происходило, при помощи этого девайса, компенсируется недостающая толщина черенка:

Такие дела…

Как бы там ни было, результатом я все же остался, если и не полностью доволен, то, по крайней мере, удовлетворен:

故事的結尾 🙂