Форт Аламо, небольшая но трагическая часть истории войны за независимость Техаса. В общем, от него на настоящий момент остались рожки да ножки, но это не умаляет символизма этих останков в сознании американцев. Довольно парадоксальная ситуация наблюдается. История и трагедия форта, в сущности, не имеет к США никакого отношения. Это суверенная часть истории Техаса тех времен, когда он еще и близко не собирался становиться каким-то там штатом. Тем не менее, как символ борьбы за свободу, он принят не только техасцами, но и повсеместно в Штатах. Конечно, как символу, ему далеко, скажем, до Колокола Свободы или Декларации Независимости. Но все же…

На тему форта Аламо снято множество фильмов. Наиболее популярным считается “The Alamo” 1960 года выпуска. Я его даже видел когда-то в дремучем детстве в каком-то из московских кинотеатров. Именно из этого фильма я узнал тогда о существовании такой географической точки на карте (понятно, что основной идеей похода в кино тогда было “импортный фильм про войнушку посмотреть”). Потом было еще не меньше дюжины ремейков различного уровня качества. Этих я уже не видел никаких. Но знаю, что тема не отпускает киношников и по сей день… А уж в каком количестве песен от различных исполнителей и групп оно все было воспето – не счесть.

Из за чего же весь сыр-бор…

* * *

Краткая историческая справка.

Изначально оно все никаким фортом вообще не было. Это была просто католическая миссия. Имени все того же св. Антония (Миссия Сан-Антонио-де-Валеро). Миссия, если отбросить высокопарные релегиозные бла-бла-бла, суть – просто некое культовое строение с некоторой инфраструктурой вокруг (полунатуральное хозяйство) для поддержания жизни обитателей.

Практически сразу после постройки, в 1718 году была благополучно смыта наводнением. Переехала, повыше, на другой берег реки и через 6 лет снесена ураганом. Опять переехала и опять отстроились. Как раз на том месте, где её чуть позже покрошат мексиканцы, а еще позже найду я и покажу вам фото в виде автопоста. В общем то, процесс строительства всего комплекса так и не был никогда закончен. Формальный его статус на сегодняшний день “не достроен”. И таковым, подозреваю, он и останется навсегда.

Какое-то время все шло хорошо и спокойно. Но по мере возмущения окрестных индейских племен (апачей, в частности), различных недальновидных телодвижений испанских властей, миссия начала приходить в упадок. К 1793 году там не осталось вообще никого. Без жести и расчлененки – просто все тихо-мирно расползлись по своим делам кто куда.

Вот тут заканчивается история миссии им. св. Антония и начинается история форта Аламо. Ибо на заброшенные стены комплекса пришел Сан-Карлос де Парраса, командующий 2-й летучей ротой испанской армии. Роту, понятное дело, он тоже с собой приволок.  Он же и придумал назвать все это ,собственно, “Аламо” (предположительно из-за тополинной рощи неподалеку, álamo = тополь, исп.). Вояки там окопались и чувствовали себя неплохо, играя в тюрягу для всяких индивидуумов, неугодных испанским властям. Но, в целом, их присутствие, с исторической точки зрения, оказалось несущественным. И в плане фортификации ничего особенного тоже не было сделано. Старину Сан-Карлоса с ротой и тюрягой, вскоре вышибли оттуда во время войны за независимость Мексики.

Место занял генерал Мартин Перфекто де Кос. Вот он начал активно трансформировать все на военный лад. Натащил пушек, построил частоколы между казармами. Но… Опаньки! Техасская революция. Её краткую историю я излагал вот в этом посте, повторяться не буду.

Коса торжественно выперли нахрен и его место занял полковник Джеймс Нейл (белый и пушистый, играет за наших). Он усиленно укрепляет форт, строит бастионы, начищает пушки. И тут вваливается генерал Санта-Анна (злой и нехороший, играет за плохих парней) со своей армией. Генерал Сэм Хьюстон (белый/пушистый/за наших), приказал разрушить форт, вывезти пушки и отступить. Но в гарнизоне решили ослушаться приказа и остаться в форте… Формально, дескать, не нашлось достаточно тягловых животных, чтобы орудия вывезти. Но на деле…

Ну сами подумайте, вы начали революцию за свою свободу. Не на митинги, там, мя-мя-мя, белые ленточки, “Богородица, Санта-Анну прогони!”. А реально, так. С оружием в руках, баррикады, фарш, кишки по стенам, все по-взрослому. И, вот, вы отбили весьма сладкий кусок земли, хотите жить на нем свободно, счастливо и защищать от посягательств. А тут приходит какой-то генерал (пускай даже, белый-пушистый и играет за наших) и говорит вам “все равно не взлетит, валите, несчастные!”. Конечно, вы решите “хрен те морда масачусетская, не за то кровь проливали”, встанете перед армией захватчиков с посохом в одной руке, мечом в другой и будете кричать “You shall not pass!”, махая белой бородой… Вот, так форт в полной комплектации дождался таки своего Барлога и дал ему бой. С предсказанным Сэмом Хьюстоном результатом, само собой.

Мексиканская армия перемолола защитников меньше чем за две недели. Но чего им это стоило! Оборонявшиеся смогли полностью отбить первые две атаки мексиканцев, совершив настоящие чудеса личного героизма. Там по каждому случаю целую книгу написать можно. Люди бились не за фу-фу. Каждый знал к чему все идет и старался сделать так, чтобы запомнили надолго. И запомнили, ведь… Во время третей атаки были потеряны бастионы, почти все пушки, стена и двор с казармами. Выжившие отступили в здание церкви, где и дали последний бой.

В церкви, по ходу, был пороховой склад. Один из последних защитников хотел его взорвать, чтобы “врагу не сдается…” Чуть-чуть не дополз. Слишком ранен был, двигался еле-еле. Закололи его штыком, прямо с горящим трутом в руке, буквально в сантиметрах от бочек с порохом. Если бы дополз – не о чем было бы писать сейчас пост. Разнесло бы вдребезги то немногое, что еще осталось от церкви, которая сегодня, собственно, и является памятником.

По разным углам там еще с пол дюжины техассцев в итоге сдалось, но их незамедлительно расстреляли (хотя обещали пощадить – только потому и сдались). Т.о. из всего гарнизона в 180-250 человек (точно никто не знает) в живых остались только немногочисленные женщины и дети.

Есть разные версии: в некоторых речь идет о всего одной женщине – Сюзанне Дикинсон и её малолетней дочери. Википедия говорит о двух женщинах с дочерьми и неких женщинах теханос. Женщины теханос, они совсем, как обычные женщины. Только теханос. Видимо, поэтому вики выделяет их в отдельную категорию выживших (вики она такая, да). В общем, единства мнений нет, похоже… Но все сходятся в одном: всех чикас, сколько бы там их ни было в итоге – всех отпустили. Только к Сюзанне немного подомагался Санта-Анна, но она его отбрила и на этом все кончилось. Санта-Анне было недосуг уламывать строптивую девку (воевать надо, понимаете ли), а изнасиловать и пристрелить, типа, воспитание и религия не позволяли. Так, что её тоже просто отпустили. Хотя, вот, судя по жизнеописанию, Санта-Анна – тот еще говнюк был. Откуда, вдруг, такой приступ милосердия… Что-то нам недоговаривают историки, похоже.

Также выжило три представителя мужского пола (тут версии сходятся). Один из них – раб по имени Джо, который, как всем было очевидно, совсем не при делах в этой бодяге был, а хорошими рабами разбрасываться негоже. Пощадили. Был еще некий дезертир мексиканской армии по имени Бригидо Герреро, который умудрился доказать Санта-Анне, что был в форте пленником. Третий – Боуи Сэм. Он никак не отмазывался, его просто так отпустили, чтобы попиариться. Он должен был доставить техасцам весть о разгроме форта. Далее, версии разнятся. По одной версии, он добрался до техасской армии и все рассказал, по другой версии – умер через пару дней от полученных в бою ран и никуда не добрался, а весть о поражении принесла одна из отпущенных женщин… В общем, представляете, какая каша тогда варилась, что даже никто ничего не может точно рассказать.

Итоги. Форт – почти полностью разрушен. Защитники – все убиты (180-250 человек). Нападающие – потеряли вдвое больше людей (400—600 ранеными и убитыми), но для них эти потери, на тот момент, были несущественны.

Аналогичная судьба постигла форт Голиад, который распологался юго-восточнее, ближе к Заливу. Там не так все было феерично, но так же фатально. “За Аламо! За Голиад!” стало кличем техасской армии во время битвы у реки Сан Хосинто, где мексиканцам надрали задницу, наконец, а Санта-Анну взяли в плен. Потом провозгласили Техас независимой республикой (чего, впрочем, Мексика так и не признала), из руин Аламо выгнали оставшийся там мексиканский гарнизон и на этом, история Аламо, как форта, как миссии, как постройки – закончилась. Он стал памятником, превратившись в символ войны за свободу.

Сейчас, организация “Дочери Республики Техас” добились от администрации штата, правительства страны и властей города, чтобы вход в форт был бесплатен и доступен всем желающим круглый год. Средства на содержание теперь поступают из сувенирных магазинов на территории комплекса, пожертвований всяких частных лиц и организаций , а так же из некоего “фонда образовательных программ” (что бы это ни означало). В общем, в переводе на язык простых смертных туристов – заходите нахаляву!

По теме в вики: миссия Аламо, битва за Аламо. Там есть и русские варианты статей – просто кликните по языковой выборке. Не хочу ссылки плодить миллионами. Тем более, что из русскоязычных, только про битву статья ничего так. Есть еще официальный сайт, но он скорее “туристический буклет”, нежели источник информации.

Конец исторической справки.

* * *

Сейчас форт Аламо является для туристов обязательным местом для посещения в Сан Антонио. Расположен он прямо в самом центре города. Можно смело проводить аналогию с Красной Площадью в Москве. Знакомство с Сан Антонио начинается с площади напротив остатков форта. Она так же носит имя Аламо.

На гуглокарте….

Тут в умах присутствует некоторая архитектурная путаница. Самый расхожий классический кадр церкви со стороны площади:

Инстинктивно он воспринимается, как вход в форт. Вы же пришли из города, вот, стоите на площади и фотографируете ворота, заначит перед вами – вход. Логично, но не соответствует действительности.

Фактически, делая такой кадр – вы уже находитесь в форте. Просто от него ничего не осталось и вы не знаете, что уже в нем. А то, что на фото – внутренний вход в церковь с территории форта.

Мне этот факт кажется крайне примечательным и любопытным. Давайте я на карте покажу, чтобы было понятно. Вот, зеленым отмечена территория, которая сейчас определяется как “форт Аламо”, как территория мемориального комплекса, как исторический памятник, как упомянутый выше “символ войны за свободу” и т.п.:

Красная точка – место откуда делается приведенный выше “классический кадр”. Безусловно, у человека складывается впечатление, что он стоит перед входом в форт. Но на самом деле, форт – это вот так было (очень грубо и приблизительно отмечено рыжим):

Видите? Получается, что фотограф как раз уже в Аламо, а не перед ним. Синей стрелкой, как раз показан настоящий вход. А вон тот весь зеленый парк – его вообще не было. Это уже сейчас там все облагородили и парк придумали. А сам форт был как раз на месте современной площади. А дома через дорогу построены поверх остатков стен форта. Местами, там кое-где сохранились между домов остатки кладки:

Очень плохо то, что на территории Аламо очень ограничена фотосъемка. Фактически, вся музейная композиция – закрыта для фотографирования. Не очень понятно почему – вход то в музеи все равно бесплатен… И очень-очень бдительно следят за всем этим. Настолько бдительно, что мне удалось сделать совсем мало фотографий 🙁

Но, как бы то ни было. Вот, для понимания географии места, фото макета, каким был форт, когда его… мнэ… превратили в форт:

Церковь, вход которой все сейчас фотографируют – самая верхняя правая часть комплекса. Там такие арочки на крыше, видите? От нее вниз и влево идет двор, стена которого – единственное, что уцелело от стен по сей день:

Самый большой двор, окруженный стенами и бастионами – современная площадь Аламо. На ней же стоит и памятник защитникам форта:

Уцелевшее здание церкви сейчас выполняет роль святыни, храма (shrine). Конечно, мы туда зашли. Я, человек глубоко монописуально настроенный на религию и прочую мистическую дурь, равно, как и циничен почти до социопатии, но вынужден признать, что храм произвел на меня глубокое эмоциональное впечатление. Там нет ничего религиозного вообще. Это храм совсем другого рода. Нет ни алтарей, ни икон, ни золотой утвари, ни монахов с крестами – ничего. Там вообще почти ничего нет. Только свешиваются с потолка государственные флаги (США, Мексики, штата Техас), стоит одинокая пушка в центре, позади нее макет миссии (когда она еще не была фортом) под стеклом, вдоль стен – несколько витрин с личными вещами защитников. Огромная бронзовая панель на стене – с именами погибших (и техасцев, и мексиканцев – тех, что известны). Все. Но это определенно – священное место. На входе меня попросили снять головной убор. Там очень-очень тихо. Люди стоят перед панелью, читают имена. Сыро, прохладно. Кажется что ты увяз в призраках погибших – даже руку тяжело поднять. Как в воде. Очень сильное воздействие на эмоции…

Как я уже сказал, фотографировать запрещено почти везде. Обычно я пытаюсь смухлевать и тайком хотя бы что-то снять, но тут – не осмелился. Не из-за запрета. Из-за уважения к святыне. Так, вот, меня проняло. Аж самому не верится… Думаю, с психологической точки зрения, виной тому – фильм посмотренный в детстве, который всем своим героическим пафосом капитально лег на неокрепшую детскую психику в виде своеобразного императива, который и сработал, когда я оказался на месте событий. Уверен, таких “часовых бомб” – в мозгу у каждого есть…

Хрен с ним, со мной, но даже в гугле вы почти не найдете современных фотографий внутренностей храма! Вот, с трудом, что-то наколупал, чтобы читающие имели хотя бы приблизительное представление (источник):

Явно “из-под полы” сделанное фото от самого входа.

В парке за храмом, немного повеселее. Там и фотографировать можно спокойно:

Там и сям стоят реплики пушек:

Сохранившаяся часть стены малого двора, это не совсем стена. Это, скорее, такая длинная узкая галерея с альковами и небольшими комнатами. Сейчас все это переоборудовано в музей. В нем, конечно, тоже снимать ничего нельзя, но я сфотографировал госпиталь… Ну, хоть что-то! Простите. Ну, а то же караул совсем. Настоящий Ад для фото-блоггера какой-то:

И еще отхватил макет форта после падения:

Вон там, видите, пролом в левой стене большого двора? Именно там мексиканцы прорвали оборону форта во время третей атаки. Потом был кровопролитнейший фарш за весь этот немаленький двор, каждый дюйм которого не отдавался без боя. Постепенно, мексиканцы отжали защитников слева направо и захватили двор. Уцелевшие отступили вверх, в здание церкви. Там у них был такой пандус с двумя пушками и они могли стрелять, как поверх стен церкви (крыши уже не было) и вниз с пандуса, прямо в дверной проем. Напоследок вмазали они там нападавшим по полной. Но судьба их была уже предрешена Пол дюжины человек ополченцев и две пушки – физически не могут победить многотысячную профессиональную армию, хоть бэтман лично прилетит им на помощь.

Но этот макет – жалкое ничто по сравнению с макетом, установленным в основном музее. Который – да, черт возьми! – я не имел возможности сфотографировать. О чем со страшной силой жалею. Это настоящее произведение искусства. Как моделист, я имел возможность оценить весь тот титанический труд, который потребовался для создания макета.

Размером он где-то… минуту, ща переведу… выходит, что это – стол приблизительно 2×3 метра, накрытый коробкой из стекла. На нем воспроизведена сцена битвы. Не просто само строение и прилегающая территория, а реально, прям, битва. Как раз тот её момент, когда мексиканцы прорвались через стену. Много-много маленьких фигурок солдат, пушки, кони. Все предельно фотореалистично выглядит со стороны. Нет и двух фигурок в одинаковых позах. Динамика от макета исходит колоссальная! Из стволов пушек и мушкетов – застывший во времени дым (удивительно качественная имитация из волокна, типа ваты). Ядра в полете! Закреплены так, что никогда не подумаешь, что они к чему-то прикреплены (замаскированные в ландшафте проволочки). Если специально не задаваться этим вопросом, действительно кажется, что они застыли в полете. Вода в ручье – с застывшими во времени волнами, пеной вокруг камней на перекатах и с расходящимися кругами от копыт лошади (это меня вообще доконало). Внимание к мелочам – невероятное на всей огромной площади макета. Боюсь даже себе представить сколько человеко-часов потрачено на воссоздание сцены при таком уровне исполнения. Это вам не модельку танка в масштабе 1:35 забацать. Понятно, что трудилась скорее всего группа профессиональных моделистов и макетчиков, но все равно…

Да, гугль тоже в этом случае не помощник, увы. Всего пара каких-то фоток, сделанных тайком мобильниками, даже не могу сказать кем и когда (найдено, чуть ли не в кэше поисковика):

Надеюсь, что эта убогая пара кадров даст хоть какое-то представление об уровне исполнения макета, круче которого я вообще еще никогда в своей жизни не видел.

В общем, покидали мы форт слегка пришибленные и молчаливые. Сильный монумент. В очередной раз отметил про себя “вот же, черти, умеют преподнести – аж до самой задницы пробирает…”

Вот так… Личные эмоции и немножко совершенно невменяемых фотографий – это все, чем я могу поделиться. Не все заходы по историческим объектам удачны. Бывает и такое… Но и совсем проигнорировать тему тоже было нельзя. Форт Аламо был одним из ключевых пунктов программы посещения Сам Антонио. Поэтому, все, что есть – вот оно, все выложил. Больше ничего нет, простите 🙁

Обещаю, дальше будет интереснее и с картинками.

Продолжение читайте тут